Вчера в Совете Федерации прошло заседание круглого стола "Повышение эффективности налогового контроля и защита прав налогоплательщика".
Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе верхней палаты российского парламента, на заседании рассматривались вопросы повышения эффективности налогового контроля и защиты прав налогоплательщика. Круглый стол был организован Комитетом СФ по бюджету. В его работе приняли участие парламентарии, представители федеральных и региональных органов государственной власти и управления, финансового контроля, а также научных и предпринимательских кругов. Они обсудили результаты реализации федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты России в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Участники дискуссии обменялись мнениями по вопросам постановки и снятия с учета в налоговых органах, проведения налоговых проверок, межведомственного взаимодействия при проведении мероприятий налогового контроля, досудебного урегулирования возникающих проблем, а также провели анализ материалов судебной практики. Значительное внимание они уделили обсуждению мер ответственности за совершение налоговых правонарушений, в том числе уклонение от уплаты налогов.
Открыл слушания председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин. Он указал на необходимость проведения анализа сложившейся практики налогового администрирования. Парламентарии, по его словам, стремятся разобраться, что же происходит на практике, после того как глава государства подписывает принятый закон.
В свою очередь заместитель председателя Комитета СФ Вячеслав Новиков обратил внимание на многочисленность и серьезность выявленных в ходе реализации закона недоработок.
В ходе дискуссии отмечалось, что в минувшем году в стране произошло значительное сокращение бюджетных доходов: доходы федерального бюджета по сравнению с 2008 годом снизились на 20,9 процента, при этом ненефтегазовые доходы — на 10,9, а собственные доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации — на 13,7 процента. В этих условиях обеспечить формирование доходов бюджетов возможно, в частности, за счет улучшения собираемости налогов, указывали специалисты. Особую актуальность, по их мнению, приобретают задачи повышения эффективности налогового контроля и совершенствования его технологии.
Принятые почти четыре года назад поправки в Налоговый кодекс и отдельные законодательные акты России внесли существенные изменения в положения российского законодательства, касающиеся налогового контроля, констатировали участники заседания. В целом, по их словам, внесенные изменения были направлены на обеспечение баланса прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов. Однако, по мнению экспертов, некоторые вопросы все же остались неурегулированными. Более того, возникли проблемы с применением новых налоговых норм на практике. Все это, с точки зрения специалистов, диктует необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы.
Участники круглого стола отмечали, что серьезной проблемой продолжает оставаться уклонение от уплаты налогов и сборов, сокрытие денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, использование мошеннических схем незаконного возмещения НДС. Так, по данным правоохранительных органов в минувшем году усилилась тенденция ухода части экономики "в тень", стали возвращаться старые схемы финансовых взаимоотношений с неконтролируемым оборотом наличных денег. Прежде всего это относится к огромному числу фирм-однодневок, при расчетах с которыми списывается прибыль, искусственно увеличиваются затраты на производство и реализацию продукции, завышаются суммы НДС, уплачиваемого на подставные фирмы. Такого рода деятельность, указывалось на заседании, превратилась в самостоятельный вид бизнеса, материальной основой которого является спрос на фиктивные фирмы, которые не представляют отчетность в налоговые органы или представляют "нулевую" отчетность. Между тем, по отдельным оценкам, в среднем по стране более половины коммерческих организаций зарегистрированы на подставных лиц, а в Москве, например, эта цифра уже достигла 75-80 процентов. Данные ФНС России свидетельствуют: на начало 2009 года количество организаций, не представляющих или представляющих "нулевую" отчетность в налоговые органы составило 1709 тысяч. Их задолженность в бюджетную систему страны характеризуется цифрой более 214 млрд. рублей.
Как подчеркивали участники заседания, подобные организации используются не только для уклонения от уплаты налогов, но и в различных мошеннических схемах. По их словам, все более широкое распространение получает использование фиктивных структур в отраслях ТЭК, строительстве, сфере потребительского рынка, сфере оборота эмиссионных и иных ценных бумаг. Поэтому необходимы срочные меры законодательного порядка, которые бы ужесточали порядок регистрации налоговыми органами организаций по месту нахождения, а также активизация работы органов внутренних дел по пресечению деятельности фирм-однодневок.
Несовершенство законодательства о налогах и сборах, наличие правовых коллизий, различий в толковании установленных норм в значительной степени снижает эффективность налогового контроля, заключили участники заседания. Они внесли предложения по оптимизации налогового контроля и высказались за развитие отечественного законодательства.
Рекомендации круглого стола будут положены в основу законодательной деятельности Комитета СФ и палаты федерального Собрания в целом.