Завтра депутаты Госдумы должны решить, какие организации получат, и получат ли, налоговые послабления.

В первом чтении планируется рассмотреть законопроект "О внесении изменений и дополнений в статьи 381 и 395 части второй Налогового кодекса РФ", расширяющий перечень объектов, в отношении которых организации освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. В частности, предлагается включить в эти перечни объекты инфраструктуры морских и речных портов, судоремонтные предприятия всех форм собственности, вокзалы, аэропорты, аэродромы и вертодромы, объекты управления воздушным движением и навигационного обеспечения судоходства, авиационно-космического поиска и спасания, мобилизационного назначения и гражданской обороны, гражданские воздушные суда и т.д.

Разработчики документа считают, что сегодня налоговое бремя слишком велико для транспортников. В частности, исходя из земельного законодательства для земель транспорта с 1 января 2008 года введена ставка арендной платы за участки, находящиеся в государственной собственности, в размере 1,5% от их кадастровой стоимости. По утверждению авторов, расчеты показывают, что такая ставка платы за землю, например для организаций воздушного транспорта - операторов аэропортов полностью лишает экономического смысла деятельность аэропортов, поскольку многократно превышает их чистую прибыль и не сопоставима с их доходами, не говоря об объективно убыточных аэропортах, составляющих свыше 90% всех аэропортов страны.

Эксперты считают, что проблема плохих дорог и инфраструктуры не связана с налогами.

"Проект направлен на освобождение от некоторых налогов части организаций, выступающих в качестве, назовем их таким общим словом, объектов инфраструктуры, - говорит Юрий Васильев, д.э.н., генеральный директор КГ"Аюдар". - В данном случае подразумевается в первую очередь транспортная инфраструктура железных дорог и аэропортов. Таким образом, законодатели пытаются снизить налоговую нагрузку на виды деятельности, отягощенные инфраструктурой, и стимулировать их развитие, так как развитие инфраструктуры - это один из ключевых моментов выхода из кризиса, роста экономики. Знаменитый пример - выход из Великой депрессии 30-х годов в США благодаря тому, что Рузвельт соединил Север с Югом и заложил фундамент самой развитой дорожной инфраструктуры в мире".

В России, по словам эксперта, развитие транспортной инфраструктуры оставляет желать лучшего, восток и запад страны соединены плохо, некоторые регионы практически отрезаны от европейской части страны. Большой проблемой является и стоимость инфраструктурных объектов. "Известно, что в РФ стоимость одного километра дороги выше европейских показателей примерно на 30-40%, это позволяет говорить о достаточно серьезной коррупционной составляющей, - отметил Юрий Васильев. - Также значительную роль играет "зарегулированность" и высокие административные барьеры в данной отрасли: различные урегулирования, согласования одних и тех же бумаг по нескольку раз отнимают много времени (счет идет на годы) и много денег. Необходимо решать изначальную проблему - прозрачные схемы тендеров на проектирование и строительство дорог и других объектов. Если не решать базовые проблемы, то эти поправки никак не повлияют на развитие".