С этого года документы, которые компания представляет инспекторам по их требованию, надо обязательно сопровождать описью. Только так получится избежать повторного истребования бумаг. Это подтвердили во всех опрошенных нами региональных управлениях ФНС. Так же считают и в ФНС России. Более того, инспекторы на местах отмечают, что, если опись не позволит точно идентифицировать документ, это основание запросить его повторно. Относительно содержания описи – в каждом регионе свои правила

В УФНС по Республике Алтай предлагают включать в опись все обязательные реквизиты документов. Например, в реестре счетов-фактур просят отразить дату и номер документа, наименование покупателя и продавца, их ИНН, адрес, а также сумму налога, чтобы не было возможности потом подменить документ. Схожего мнения придерживаются и в УФНС по Мурманской области. Правда, со своими дополнениями. Если бумаг очень много, то можно сделать копии в двух экземплярах, сшить их, пронумеровать и скрепить подписью и печатью. Оба комплекта бумаг потребуется сдать в налоговую инспекцию с сопроводительным письмом, а на втором экземпляре пакета после проверки налоговики поставят отметку о приеме.

Сотрудники налоговых управлений Республики Адыгея, Брянской, Владимирской, Челябинской, Тверской областей считают, что опись должна содержать только основные реквизиты бумаг: название документа (счет-фактура, накладная и т. д.), номер, дату, ИНН и наименование контрагента.

В управлениях по Ивановской, Курганской областям и Пермскому краю уверяют, что компания может составлять опись так, как ей самой удобно. Правда, если впоследствии такая опись не позволит идентифицировать сданные документы, компания не сможет доказать, какие бумаги она передавала.

В других управлениях – в Республике Карелия, Республике Коми, Белгородской, Рязанской, Астраханской, Вологодской и других областях ожидают разъяснений ФНС России по данному вопросу. По их словам, опись требуется, но до опубликования позиции налоговой службы конкретных рекомендаций дать не могут. В свою очередь в ФНС России нам также пояснили, что лучше сдавать документы по описи. Но требований насчет содержания реестра в Налоговом кодексе нет. Поэтому компании могут составлять документ так, как считают нужным.