Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов высказался против замены плоской шкалы налога на доходы физических лиц на прогрессивную. «Я не думаю, что сегодня нужно ставить вопрос о введении прогрессивной шкалы подоходного налога. Еще есть возможности ухода в тень выплаты заработной платы», - сказал спикер в эфире телеканала «Россия».

Напомним, что дифференциацию налога на доходы физических лиц, в зависимости от их имущественного положения предлагали ввести коммунисты. КПРФ предлагала вместо нынешней единой ставки НДФЛ в 13% ввести особые ставки для граждан с различными уровнями дохода.

Доход от 60 тыс. до 120 тыс. рублей в год, согласно данному законопроекту, должен был облагаться по ставке 10%, доход от 120 тыс. до 1 млн. 200 тыс. рублей в год - по ставке 13%, доход от 1,2 млн до 3,6 млн рублей в год - по ставке 20%. Самые богатые налогоплательщики, чей годовой доход зашкаливает за 3,6 млн рублей в год, должны будут поделиться с государством 30% своих «кровно заработанных». Малоимущих, доход которых не дотягивает до 60 тыс. руб. в год, предлагалось вообще освободить от налога на доходы.

Кроме того, в целях социальной справедливости и для повышения доходной части региональных бюджетов планировалось ввести налоги на наследование и дарение членам семьи и близким родственникам, за исключением супруга (супруги). Однако эти налоги, по мнению авторов законопроекта, должны касаться только обеспеченных слоёв населения при получаемых доходах в порядке наследования и дарения более 6 млн рублей.

Коммунистов в дифференциации налога на доходы с физических лиц поддержали депутаты от «Справедливой России». Так лидер партии и спикер Совета Федерации, Сергей Миронов заявил: «Действующая налоговая политика в отношении физлиц не только вопиюще несправедлива - она оглушительно неэффективна».

По его словам свыше трети доходов физических лиц в России приходиться на 0,8% населения страны. «Это богатые и сверхбогатые, чьи доходы вовсе не сводятся к голой зарплате. У них есть разнообразные доходы от основного бизнеса, в том числе и дивиденды. Они получают доходы от банковских депозитов, от операций на фондовом рынке и от инвестиционной недвижимости. Все эти доходы облагаются по гораздо более низким ставкам либо не облагаются налогами вообще. Иными словами, действующая налоговая система работает на богатых. Она позволяет обеспеченным гражданам отдавать обществу в виде налогов намного меньшую часть своих доходов, нежели малоимущие», - цитирует Председателя Совета Федерации ИТАР-ТАСС.

Значительная доля НДФЛ в бюджете страны - признак любого развитого государства. В странах Северной Европы и Северной Америки, например, его доля доходит до 50%. Что же касается лидера «Единой России», позиционирующего себя, в качестве противника введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, то, по словам спикера Госдумы, действующая налоговая система «достаточно стабильная, понятная». Вместе с тем Борис Грызлов отметил, несмотря на стабильность и «понятность» налоговой системы необходимость ее совершенствовать.

При этом он напомнил, что ещё в 2001 году, руководимая им фракция, тогда ещё «Единство» выступила с гарантиями, что налоговые отчисления будут стабильны, как минимум, лет десять. «Эти 10 лет пройдут, где-то через год. И мы, считаю, были правы. И наш бизнес существовал эти 10 лет, в принципе, в условиях неизмененных правил игры. Хотя до этого правила игры, скажем так, в 90-е годы, менялись чуть ли не каждый квартал», - подчеркнул в телеэфире лидер «единороссов».

Аналогичную точку зрения ранее высказывало и Правительство Российской Федерации. Так в проекте правительственного заключения на законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» говорится, что «введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13% одновременно с расширением круга налогоплательщиков способствовало легализации оплаты труда многими работодателями и в связи с этим увеличению налоговой базы. При этом более рациональной представляется политика, направленная на совершенствование существующей системы взимания налога на доходы физических лиц, а не возврат к прежней системе прогрессивных ставок, действовавшей до 2001 г.».

Стоит отметить, что разница в доходах между 10% высокообеспеченных и 10% самых бедных россиян (так называемый коэффициент Дженни) составляла в докризисный 2007 год, по официальной статистике, около 17-20 раз. А если брать, цифры приведённые Сергеем Мироновым, выходит, что за счёт введения прогрессивной шкалы можно существенно увеличить поступления в бюджет за счёт доходов с физических лиц.

К слову на НДФЛ в настоящее время приходиться незначительная часть доходной части бюджета Российской Федерации. В докризисном 2007 году, например, доля НДФЛ составляла примерно 15% от всех доходов бюджетной системы Российской Федерации. Доля налога на доходы с физических лиц возросла во время кризиса. За первое полугодие прошлого года, согласно данным Росстата, он стал лидером по отчислениям - его доля в структуре поступлений составила 25,7%. На налог на прибыль за тот же период пришлось 21,9%, а на НДС - 19,2%. Падение цен на сырье привело к сокращению доли налога на добычу полезных ископаемых в структуре доходов бюджета до 14,3%.

Анатолий Мирановский