Компании вправе уменьшать налоговую базу по НДС на сумму скидок (в том числе ретро-бонусов). Такое значимое для поставщиков решение принял Президиум ВАС 22 декабря (текст документа еще не опубликован).

Суть конфликта

Такая система мотивации клиентов как регрессная или ретро-скидка сегодня используется многими крупными поставщиками. Она предусматривает уменьшение стоимости единицы товара для тех покупателей, которые выполнили определенные условия договора. В отличие от простой скидки, которая предоставляется до передачи и оплаты товара, ретро-бонус подразумевает снижение цены уже после передачи и оплаты товара. Особенность данного механизма в том, что в документообороте между сторонами первоначально фигурирует цена без учета скидки. Но, по мнению налоговиков, предоставляемые покупателям ретро-бонусы не изменяют цену ранее отгруженной продукции. Поэтому оснований для уменьшения базы по НДС на сумму скидок нет.

С подобной проблемой столкнулась крупная компания «Дирол Кэдбери», которой был доначислен НДС. Организация реализовывала свой товар через сеть дистрибьюторов. А для того, чтобы мотивировать их увеличивать объемы закупаемого товара, установила систему бонусных скидок. Согласно договору поставки, скидки предоставлялись дистрибьюторам по результатам работы в процентном отношении от объема проданного товара за определенный период. В частности, за выполнение плана продаж, за своевременность оплаты. В дальнейшем оптовик уменьшал базу по НДС на сумму премий на дату их фактического предоставления дистрибьюторам. Но в инспекции сочли, что бонусы не связаны с изменением цены товара, поэтому налогоплательщик неправомерно вносил изменения в ранее выписанные счета-фактуры и накладные.

Позиция судов

Суд первой инстанции сделал вывод, что экономический смысл таких бонусов, предоставляемых после окончания налогового периода, сводится не к изменению цены товара, а к выплате покупателям премий определенной разновидности. Поэтому инспекция права: компания необоснованно уменьшала полученную от реализации товара выручку и базу по НДС. Суды апелляционной и кассационной инстанций также посчитали, что ретроспективные скидки не вели к уменьшению цены товара. Ведь они определялись в процентном отношении от общей стоимости всех проданных товаров за предыдущий период, а в договорах не указывалась первоначальная цена товара и цена, сформированная с учетом предоставленных покупателю скидок. На этом основании суды сочли доначисление НДС обоснованным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.05.09 № Ф07-1711/09).

Решение ВАС

Не согласившись с выводами судов, организация дошла до Высшего арбитражного суда и выиграла спор. В определении ВАС РФ о передаче этого дела на рассмотрении Президиума суда указывалось: при определении налоговой базы выручка от реализации товаров устанавливается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по их оплате (п. 2 ст.153 НК РФ). Общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. Из этих положений арбитры сделали вывод: независимо от системы поощрения — предоставляется ли скидка в виде уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, или выплачивается премия за выполнение условий сделки — сумма выручки определяется с учетом скидок, и в случае необходимости подлежит корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров. То есть скидки, предоставленные дистрибьюторам, были неразрывно связаны с реализацией товара. Следовательно, организация правомерно уменьшала цену, корректируя соответствующую налоговую базу при исчислении НДС.

В свою очередь Президиум ВАС с мнением «тройки судей» согласился, а решения инспекции и нижестоящих судов отменил.