Госдума приняла во втором чтении законопроект о смягчении уголовной ответственности за налоговые преступления.

Соответствующие изменения вносятся в ч.I Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты. Целью документа является декриминализация сферы налоговых правоотношений. Законопроект был внесен в нижнюю палату группой депутатов во главе со спикером Госдумы Борисом Грызловым.

По мнению авторов, основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вступившим в законную силу. При этом если лицо в полном объеме выполнило требование налогового органа об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов, то оно не подлежит уголовной ответственности, даже если размер недоимки предполагает возможность наличия признаков налогового преступления. Соответствующие изменения предлагается внести в Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс (УК) РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, закон "О милиции".

Согласно проекту закона, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт нарушения законодательства, а также пени и штрафы, налоговые органы обязаны направлять в течение десяти дней материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Если размер недоимки, выявленной в результате проверки, позволяет предполагать совершение преступления, то в требовании об уплате налога, направляемом налогоплательщику, должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов направлять материалы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.

Также депутаты предлагают увеличить размер уклонения физлицами от уплаты налогов и сборов, который можно считать крупным, со 100 тыс. руб. до 600 тыс. руб. (в редакции первого чтения - 500 тыс. руб.) за три финансовых года подряд. При этом доля неуплаченных налогов должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов либо 1,8 млн руб. (в действующем законодательстве - 300 тыс. руб.). При этом в редакции первого чтения речь шла о сумме в размере 1,5 млн руб. Особо крупным размером предлагается считать сумму уклонения в 3 млн руб. (2,5 млн руб. - в первом чтении) при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате либо 9 млн руб. (в первом чтении - 7,5 млн руб.).

Для организаций размер уклонения, который можно считать крупным, предлагается увеличить с 500 тыс. руб. до 2 млн руб. (в первом чтении - 1,5 млн руб.) за три финансовых года. При этом доля неуплаченных налогов должна превышать 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, либо более 6 млн руб. (1,5 млн руб. - в действующей редакции). При этом в редакции законопроекта, принятой в первом чтении, речь шла о сумме в 4,5 млн руб. Особо крупным предлагается признать размер уклонения 10 млн руб., что на 2,5 млн руб. больше, чем прописывалось в ходе первого чтения (в действующей редакции - 2,5 млн руб.). При этом доля неуплаченных налогов должна быть более 20%, или 30 млн руб., что на 10 млн руб. больше, чем депутаты установили в ходе первого чтения (в действующей редакции - 7 млн руб.).