Процедура досудебного урегулирования споров не стала эффективной мерой, позволяющей избежать налогового спора в арбитраже.

Шанс доказать фискалам свою правоту до суда есть у предпринимателей, лишь если они оспаривают явные нарушения инспекторами налогового законодательства. Во всех остальных случаях поход в арбитражный суд становится практически неизбежным.

За девять месяцев 2009 года на процедуру досудебного урегулирования в ФНС было подано 2329 жалоб налогоплательщиков. Из них уже вынесено решение в 1127 случаях, а остальные споры находятся в процессе рассмотрения. Служба удовлетворила 260 жалоб, что составляет примерно 23%, рассказал президент Палаты налоговых консультантов Дмитрий Черник.

В 2009 году Налоговый кодекс (НК) обязал коммерсантов оспаривать доначисления инспекции сперва в вышестоящем налоговом органе, то есть территориальном управлении ФНС. И если разрешить спор не удается, то он переносится в арбитраж. Такой порядок был поддержан Выс­шим арбитражным судом (ВАС), поскольку давал возможность снизить нагрузку на судей, освободив их от вынесения решений по однотипным или фактически бесспорным делам. «Суды перегружены, они не в состоянии рассмотреть все административные и налоговые споры. Суды должны рассматривать сложные, фундаментальные дела, и чем больше мелких дел в судах, тем менее эффективно судопроизводство», — заявил глава ВАС Антон Иванов месяц назад.

Между тем, как следует из статистики мытарей, менее четверти претензий инспекции удается оспорить компаниям в территориальном управлении. «До суда урегулируется меньше 1% споров, да и то это касается лишь претензий на мелкие суммы», — говорит директор московского офиса международной компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк. При этом претензии по результатам проверок налоговики выставляют в 99% случаев, и большин­ство компаний их оспаривают. Управляющий партнер юридиче­ской компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев говорит, что обычно в досудебном порядке компаниям удается оспорить лишь явные ошибки налоговиков. Существенно снизить сумму претензий оказывается невозможно.

По мнению ведущего консультанта компании «Финэкспертиза» Дмитрия Ширяева, есть надежда урегулировать споры, не доводя их до суда, если они касаются исправления в счетах-фактурах или объясняют значительные объемы расходов и вычетов без выручки на недавно созданном предприятии. Также можно рассчитывать на уменьшение претензий фискалов, если удастся документально подтвердить законопослушность контрагентов.

При этом процедура досудебного урегулирования споров иногда усложняет жизнь налогоплательщикам. «Когда результат обжалования компанией претензий налоговиков отрицательный, нередко позиция инспекции еще более укрепляется новыми доводами вышестоящего управления», — пояснил г-н Ширяев. В этом случае судебный спор становится сложнее, а окончательное решение вопроса сдвигается на несколько месяцев — до завершения судебной тяжбы.