Представители экспертного и предпринимательского сообщества, собравшиеся вчера в Торгово-промышленной палате России на V Всероссийском налоговом форуме, оперативно откликнулись на высказанное президентом России Дмитрием Медведевым в послании Федеральному Собранию признание того, что «наша налоговая система нуждается в совершенствовании».

А также на объявленную премьер-министром Владимиром Путиным на Всероссийском пенсионном форуме готовность заняться «поиском тех или иных форм компенсации возрастающей налоговой нагрузки» в связи с заменой единого социального налога страховыми взносами.

Выяснилось, что у экспертов уже готов комплекс мер оптимизации налогообложения. Было предложено вернуть инвестиционную льготу, распространить рассрочки по уплате налогов на малый и средний бизнес, ввести налоги на сверхприбыль и вывоз капитала. Единственный присутствующий в зале представитель исполнительной власти -- заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский успокоил присутствующих тем, что в последние годы бизнесу уже даны существенные налоговые послабления, а о возможности новых, особенно избирательных мер поддержки предпринимателей можно будет говорить только по мере улучшения качества администрирования существующих налогов. В частности, после победы над офшорами.

Президент ТПП Евгений Примаков поддержал точку зрения главы государства, что «выход из кризиса возможен только через переход к новой модели экономики». «Возврат к старой системе -- тупиковый путь, который чреват для России большими проблемами», -- уверен академик Примаков. По его мнению, приоритетным направлением для налоговой политики государства должен стать избирательный подход к налогоплательщикам. «В условиях кризиса трудно пойти на общее снижение налогов. Следовательно, акцент должен быть сделан на дифференцированном снижении налогов для тех, кто тяготеет к инновациям», -- полагает г-н Примаков.

Директор Института государства и права РАН Андрей Лисицын-Светланов тут же назвал в качестве первых претендентов на получение льгот государственные научные учреждения, к которым относится большинство организаций инновационного сектора.

В качестве антикризисной меры в 2009 году министру финансов было предоставлено право давать отсрочки по уплате федеральных налогов при сумме задолженности более 10 млрд руб. В результате за все время действия данной нормы, по словам президента ТПП, было всего одно обращение в Минфин. «Законы должны писаться не для отдельных случаев, а для их массового применения», -- уверен академик. По его мнению, чтобы дать возможность воспользоваться механизмом налоговых рассрочек малому и среднему бизнесу, надо снизить минимальный порог задолженности, при которой предприниматель может рассчитывать на рассрочку до 1 млн рублей.

Глава ТПП также предложил распространить на малый и средний бизнес действие обсуждаемых сейчас в Госдуме поправок к Налоговому кодексу, вводящих заявительный порядок возврата НДС для крупных и надежных налогоплательщиков. В частности, упрощенным порядком возмещения НДС должны пользоваться налогоплательщики, у которых не менее половины дохода составляют поступления от государственных и муниципальных заказов.

В рамках налогового стимулирования обновления экономики президент ТПП предлагает вернуть 50-процентную инвестиционную налоговую льготу, предоставить льготы по имущественному и земельному налогам для научных и инновационных организаций, освободить от НДС инновационную продукцию, увеличить до 200 млн руб. предельный объем дохода для малых инновационных предприятий, которые смогут воспользоваться упрощенной системой налогообложения. «Сейчас Минэкономразвития прорабатывает вопрос об освобождении на год от налога на имущество организаций, закупающих новое энергоэффективное оборудование. Нужно идти дальше и распространять эту льготу на все наукоемкое и высокотехнологичное оборудование», -- предложил Евгений Примаков.

Президент Палаты налоговых консультантов Дмитрий Черник обратил внимание, что в 2002 году при снижении ставки НДС и одновременном отказе от инвестиционной льготы государство выступило в качестве благотворительной организации для предприятий, которые ничего не вкладывали в развитие собственного производства, жили только сегодняшним днем. Для всех остальных последствия трудно назвать благоприятными. Если в 2002 году собственные средства предприятий в инвестициях составляли 49,4%, то сейчас их доля снизилась до 42,1%. Зато в 3,7 раза выросла доля заемных средств, в том числе в 1,7 раза -- иностранных. Это не могло не сказаться на стоимости инвестиций.

Такими же неоднозначными, по мнению г-на Черника, могут оказаться последствия увеличения социальных страховых платежей. В частности, вряд ли стоит ожидать притока дополнительных средств в пенсионную систему. «Во-первых, опытные бухгалтеры, которые укрывали зарплаты от налогообложения, никуда не делись, -- предупредил Дмитрий Черник. -- Во-вторых, для администрирования новых платежей от Пенсионного фонда потребуются дополнительные расходы на персонал и технику. В-третьих, администрирование платежей заведомо менее опытными специалистами Пенсионного фонда не позволит добиться ожидаемого увеличения поступлений».

В качестве альтернативы г-н Черник предложил такие «безболезненные способы наполнения бюджета», как налог на сверхприбыль, налог на вывоз капитала, а также возвращение экологического налога. «Если подобные предложения будут приняты, то работы у налоговых консультантов прибавится вдвое», -- прокомментировал эту инициативу вице-президент ТПП Владимир Исаков.

Представляя председателя комитета ТПП по инвестиционной политике Антона Данилова-Данильяна, г-н Исаков предупредил, что этот выступающий обычно занимает «жесткие, почти экстремистские позиции». «Еще чуть-чуть, и объявили бы террористом», -- отшутился г-н Данилов-Данильян и обрушился с критикой на налоговую политику Министерства финансов. «Минфин подходит ко всем налогоплательщикам с позиции презумпции виновности. Любые оптимизационные предложения наталкиваются на утверждение о сложности администрирования. При этом не берется во внимание развитие бизнеса, увеличение налогооблагаемой базы. Все исключения из этого правила являются результатом ручного управления», -- уверен экономист.

Предложения г-на Черника Антон Данилов-Данильян назвал «красивыми», но очень опасными для развития бизнеса. «Налог на сверхприбыль убивает стимул на перелив капитала в сектора, где недостаточно бизнеса. А налог на вывоз капитала приведет к мгновенному обесцениванию акций национальных компаний, лишит их заинтересованности в размещении своих акций на фондовом рынке», -- предупредил представитель ТПП.

Бывший министр по налогам и сборам, а ныне член Совета Федерации Александр Починок предрек «смерть НДС». «Кризис показал: неизвестно что сколько стоит. За один год цена небоскребов «Москва-Сити» упала в два-три раза, -- обратил внимание сенатор и сделал вывод: -- Либо произойдет выравнивание ставок НДС по всем странам, либо возникнут несовместимости на стыках».

По этой же причине налог на прибыль может быть эффективным только в том случае, если будут уничтожены офшоры. По словам г-на Починка, сейчас на уровне "большой двадцатки" обсуждается возможность введения обязательного для всех стран нижнего порога налога на прибыль, а также формулируется единая политика изъятий из налогооблагаемой базы.

Весьма критичное отношение г-на Починка к отказу от ЕСН и переходу на страховые взносы не было воспринято аудиторией. Сенатору пришлось отвечать на вопросы, почему он оказался среди поддержавших эту идею в Совете Федерации. «Стратегическое решение по отмене ЕСН уже было принято. Чтобы не оголять социальный блок, были вынуждены согласиться с введением социальных платежей», -- оправдывался член сената.

Заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский попытался охладить налогово-реформаторский пыл присутствующих. Он заявил, что в последние годы уже немало сделано для снижения налоговой нагрузки на бизнес: в три раза увеличена амортизационная премия, когда в первый год можно списывать до 30% стоимости приобретенных основных средств; полностью освобождены от налогов корпоративные расходы на образование; увеличен норматив отнесения расходов на медицинское обслуживание сотрудников; с 24 до 20% снижена ставка налога на прибыль. «Таких серьезных мер по снижению налоговой нагрузки на бизнес в разгар экономического кризиса никто не применял», -- уверен г-н Воскресенский.

«Налоговая система стала совсем другой, чем пять-шесть лет назад», -- уверен замминистра. Изменение системы налогового администрирования после основательной правки с 2004 года первой части Налогового кодекса привело к удивительным результатам. По опросам предпринимателей, тема администрирования налогов за это время ушла с первого места и выпала из первой десятки первостепенных проблем. Другой важной вещью, которой удалось добиться за это время, по мнению г-на Воскресенского, является отказ от концепции добросовестного налогоплательщика в пользу концепции необоснованной налоговой выгоды. Соответствующие решения были приняты в 2006 году Высшим арбитражным судом. В результате у налоговиков появился вполне легальный инструмент для расследования схем, которые, по сути, являются уклонением от уплаты налогов. Серьезно изменилось поведение бизнеса. «Именно это позволило вернуться к теме налоговых льгот, а не заниматься размазыванием налогового бремени ровным слоем на всех», -- считает г-н Воскресенский. Он признал, что в Минэкономразвития ведутся расчеты комплекса компенсационных мер по ЕСН. «Речь может идти о различных льготах для конкретных секторов», -- успокоил чиновник.

Главным элементом в деле улучшения налогового администрирования должно стать решение проблемы трансфертного ценообразования (сделок между взаимозависимыми компаниями для уменьшения налоговой нагрузки). Предложенный Минфином проект закона, по мнению представителя Минэкономразвития, сложноват, но его необходимо принимать. Вполне вероятно, что это может произойти уже будущей весной. «Это важно, потому что по этой теме налоговые органы проигрывают большинство дел в судах. Но, с другой стороны, даже два ларька находятся под угрозой предъявления им налоговых претензий по данной статье», -- пояснил замглавы Минэкономразвития.

Необходимо ограничить возможность использования соглашений об избежании двойного налогообложения, если бенефициаром по контрактам является нерезидент страны, с которой данные соглашения подписаны. Станислав Воскресенский привел такой пример: сейчас эти соглашения применяются даже в отношении тех кипрских компаний, за которыми стоят российские граждане. В этом отношении наша страна является уникальной. В соответствующем законопроекте Минфин сейчас «оттачивает формулировки», чтобы исключить возможности для утечки капиталов.

«Решив эти проблемы, можно двигаться дальше, уравновешивая эти немного увеличивающие налоговую нагрузку меры позитивными шагами в области налогообложения операций на финансовом рынке, упрощая условия распространения нулевой ставки на дивиденды, получаемые с дочерних компаний, -- пообещал заместитель министра экономического развития. -- А с выходом из кризиса нам надо будет подстраивать налоговую систему под ту систему экономики, к которой мы хотели бы прийти».