В послании президента Дмитрия Медведева к Федеральному собранию бизнес надеется услышать о налоговых стимулах как компенсации перехода на страховые взносы: высокие налоги приведут к закрытию предприятий и сокращению рабочих мест. В Минэкономразвития и Минздравсоцразвития не возражают против компенсаций.
«Мы сильно рассчитываем на то, что в завтрашнем послании к Федеральному собранию президент не только подтвердит приверженность модернизационным целям развития страны и экономики в частности, но и предложит ряд инструментов», – заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин на заседании правления организации в среду. Речь идет о компенсации бизнесу потерь после замены единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами.
С 1 января 2010 года бизнес будет выплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование (20%), обязательное медицинское страхование (3,1%) и обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам (2,9%). В сумме взносы в государственные внебюджетные фонды составят 26%, что соответствует действующей ставке ЕСН. Однако уже с 1 января 2011 года страховые взносы будут повышены: в Пенсионный фонд (ПФР) – до 26%, в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) – до 5,1%. Таким образом, общая ставка по страховым выплатам вырастет до 34%.
Главными причины замены ЕСН страховыми взносами – дефицит государственных внебюджетных фондов, в первую очередь ПФР, и низкие трудовые пенсии. «С 2005 года, когда ЕСН был снижен до 26%, Пенсионный фонд недополучил более 3,3 трлн рублей, пенсионеры в среднем ежемесячно недополучали 610 рублей», – напомнил бизнесменам замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин на заседании правления РСПП. Именно переход к страховым взносам «позволит наконец-то наполнить смыслом систему персонифицированного учета, которая позволит своевременно, а не с задержкой в полтора года переводить уплаченные взносы на лицевые счета граждан», добавил чиновник.
Однако проведение этой реформы в условиях кризиса тревожит бизнес.
«Рост налоговой нагрузки на предприятия будет способствовать увеличению убыточных предприятий, что приведет к сокращению фонда заработных плат и рабочих мест. Может произойти обратный эффект», – подчеркнул Шохин. Так, согласно подсчетам РСПП, реальная нагрузка на фонд оплаты труда для некоторых предприятий возрастет на 5–10%, а для некоторых и на 35–40%. «Де-факто в долгосрочной перспективе мы делаем бизнес-систему и государственную систему неконкурентоспособными», – поддержал Шохина глава ОНЭКСИМ Михаил Прохоров, летом ставший председателем комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям.
Бизнесмены также обеспокоены увеличением числа проверяющих и администраторов. Со следующего года кроме налоговиков за выплатами будут следить также представители соцфондов. «Это потребует дополнительных финансовых и людских ресурсов как у бизнеса, так и у государства», – сказал Шохин.
«У нас сотни бухгалтеров и юристов, чтобы выдерживать ежедневные проверки. Теперь нам надо будет нанимать дополнительный аппарат сотрудников, что отвлечет огромное количество средств», – пожаловался председатель совета директоров «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили.
«До нового года осталось всего полтора месяца, а некоторые нормативные акты еще не приняты. Как подготовиться к нововведениям?» – привели еще один аргумент предприниматели. Правда, чиновники пообещали уладить все вопросы до конца ноября, чтобы у бизнеса осталось время для ознакомления с новыми формами отчетности. «Все принципиальные и технические вопросы решены. Формы будут доведены до страхователей до 5 декабря», – заверил председатель ФСС Сергей Калашников. При этом он настоятельно порекомендовал бизнесу окончить сверку с налоговиками своих выплат, чтобы 2010 год уже начать с чистого листа – «иначе проблемы 2009 года перейдут в 2010 год».
«Формы отчетности близки к ЕСН, а некоторые даже упростили», – успокоил бизнесменов и председатель правления ПФР Антон Дроздов. По его словам, ПФР работает с налоговиками, чтобы сократить количество проверок и сделать их совместными. «И у нас нет карательных функций, как у ФНС, например, по аресту и выемке документов», – заверил Дроздов. «Это пока нет», – перебил Шохин. Обойдя стороной это замечание, Дроздов заверил, что проверки будут не чаще одного раза в три года, а поводом для внепланового визита может служить лишь реорганизация или ликвидация предприятия. «Мы надеемся, что бизнес чувствует свою социальную ответственность», – заключил глава ПФР.
Раз уж повременить с повышением страховых взносов нельзя, бизнес предлагает власти компромисс. «Если говорить о стимулирующей роли налогов, то некой компенсацией могли бы стать меры по той или иной форме инвестиционной льготы», – предложил Шохин. По его словам, речь не идет о старой 50-процентной льготе по налогу на прибыль: «Надо попытаться – и здесь РСПП вместе с «Деловой Россией» и «Опорой» выступают единым фронтом – провести эту инвестиционно-инновационную льготу через большее число налогов».
Поддержку бизнес может получить у Минздравсоцразвития и Минэкономразвития. «Вопрос о компенсационных мерах никто с повестки дня не снимал», – подчеркнул замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. По его словам, сейчас ведутся расчеты относительно возможных компенсационных мер. Впрочем, у налоговых льгот и компенсаций есть серьезный противник – Минфин, которому в ближайшие три года предстоит бороться дефицитом бюджета.