«Юридическая ответственность не должна превращаться в расправу с налогоплательщиками», - говорится в пояснительной записке к законопроекту, рекомендованному 8 октября комитетом Госдумы по бюджету и налогам к рассмотрению в первом чтении.

Речь идет о документе, предлагающем смягчить ответственность предпринимателей за налоговые преступления - 224549-5 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об изменении условий привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения).

Законопроект предусматривает внесение взаимосвязанных поправок в Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, а также в закон "О милиции".

Как сообщили в Комитете Госдумы по бюджету и налогам, «целью законопроекта является декриминализация сферы налоговых правоотношений и установление на законодательном уровне правовых ориентиров развития налоговой системы, неоднократно провозглашавшихся руководством страны, а именно - прекратить «налоговый террор», перестать «кошмарить» бизнес и т. п.».

Члены комитета Госдумы уверены, что «юридическая ответственность не должна превращаться в расправу с налогоплательщиками, а должна способствовать исправлению правонарушителей и тем самым сохранению объема доходов бюджетной системы».

Лица, совершившие налоговые правонарушения, должны иметь возможность реабилитироваться, а уголовная ответственность должна наступать только при наличии обстоятельств, свидетельствующих о нежелании виновного лица отказаться от противозаконных действий, и только за те правонарушения, которые имеют большую общественную опасность, говорится в документе.

При этом законопроектом исключается привлечение к уголовной ответственности лиц, допустивших правонарушения, не причинившие значительного ущерба бюджетной системе Российской Федерации, а также тех, кто не имел намерения нарушать налоговый закон.

Кроме того, в случае, если требование налогового органа об уплате недоимки и соответствующих пеней и штрафов было полностью выполнено, вопрос о наступлении уголовной ответственности снимается, даже если размер недоимки предполагает возможность наличия признаков налогового преступления.

Одновременно исключается возможность возбуждения уголовных дел только по формальному признаку наличия недоимки без установления факта совершения правонарушения, а также устраняется обязанность налогового органа направлять материалы в органы внутренних дел при уплате лицом недоимки, пеней и штрафов в полном объеме.

Помимо этого предлагается установить, что «лицо, впервые привлекаемое к уголовной ответственности за совершение налогового преступления, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью возместило причиненный ущерб».

В случаях, когда размер выявленной недоимки позволит предполагать факт совершения налогового преступления, в состав сведений, содержащихся в требовании, направляемом налогоплательщику по результатам налоговой проверки, будет включаться обязательное предупреждение о последствиях неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов.

Документ предлагает повысить количественные показатели сумм неуплаченных налогов и сборов, позволяющие говорить о совершении налогового преступления, которые сегодня составляют 100 тысяч рублей для физических лиц и 500 тысяч – для организаций.

Авторы законопроекта полагают, что его принятие позволит защитить фискальные интересы государства, создаст реальные условия для укрепления доверия между государством и налогоплательщиками, а также повысит эффективность применения законодательства о налогах и сборах.