Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова обратилась в областную прокуратуру с просьбой оценить действия региональной налоговой службы, задним числом увеличившей налог на недвижимость, находящуюся в совместной собственности граждан. Если прокуроры истолкуют ситуацию в пользу налогоплательщиков, шанс оспорить аналогичные доначисления появятся и у жителей других регионов.

Свердловский омбудсмен просит областных прокуроров проверить законность действий налоговых органов, задним числом пересчитавших налог на имущество физических лиц за 2008 год. Согласно этим расчетам, налог для собственников жилья, владеющих им совместно, увеличился в несколько раз. По законодательству сумма налога увеличивается по мере роста инвентаризационной стоимости недвижимости. При стоимости до 300 тыс. руб. ставка составляет 0,1%, от 300 тыс. до 500 тыс. руб.— 0,25%, свыше 500 тыс. руб.— 2,5 тыс. руб. и 1% с суммы, превышения. При прежней системе расчета было выгодно оформлять жилье на членов семьи — его стоимость делилась на всех, и платить налог можно было по меньшей ставке. При цене квартиры 600 тыс. руб. каждый из четырех собственников налог уплачивал со 150 тыс. руб., все вместе — 600 руб. Сейчас налоговики рассчитали налог из общей стоимости жилья, а уже потом поделили его на всех собственников. В результате налог на ту же квартиру вырос до 3,5 тыс. руб.

В региональном управлении Федеральной налоговой службы (УФНС) изменения объяснили распоряжением федерального руководства. Как сообщили в УФНС, в 2008 году Минфин опубликовал письмо, которым утвердил новый порядок начисления налога. Однако недавно на совместном совещании ведомств выяснилось, что в прошлом году регионы рассчитывали налог по-старому. Поэтому было принято решение пересчитать его за 2008 год и применить новый порядок в 2009 году.

Письмо Минфина, о котором говорят в УФНС, датировано 21 апреля 2008 года. В нем действительно сообщается, что налог надо платить с общей стоимости жилья, поскольку законодательство не рассматривает долю в собственности в качестве стоимостного показателя при расчете налогов. В письме Минфин сообщил, что "считает целесообразным", чтобы новый порядок применялся при расчете налога за 2008 год. Очевидно, что налоговые органы на местах не успели отреагировать на это разъяснение Минфина и к установленной законом дате (1 августа 2008 года) разослали гражданам "старые" извещения.

Эксперты расходятся в оценке шансов оспорить действия ФНС. Вадим Ягудин из компании "Ардашев и партнеры" отмечает, что новации, ухудшающиеся положение налогоплательщика, не могут иметь обратной силы, однако эта норма распространяется только на изменения законодательства. В данном же случае законы не менялись. Директор ассоциации "Налоги России" Игорь Теущаков отмечает, что по Налоговому кодексу инвентаризационная стоимость жилья является налоговой базой, а об ее изменении налогоплательщиков надо уведомлять минимум за один месяц. "Сделать это должна была УФНС, так что шансы оспорить ее действия имеются",— полагает эксперт. Отметим, что сложившуюся ситуацию запутывает сам Минфин. В более "свежем" письме от 22 июня 2009 года подтверждается новый порядок уплаты налога с недвижимости, однако заявляется, что письменные разъяснения Минфина не являются нормативными правовыми актами "и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме". В случае если "понимание" граждан при поддержке свердловской прокуратуры возобладает над позицией УФНС, шансы оспорить аналогичные доначисления появятся и у жителей других регионов.