Если компания обжаловала решение инспекции в налоговое управление, там могут исправить ошибку подчиненных исключительно в пользу компании, но никак не бюджета. Иначе говоря, управление не может увеличить сумму доначислений. К такому выводу пришел на минувшей неделе Президиум Высшего арбитражного суда (реквизиты постановлению будут присвоены позже).

Спор между инспекцией и компанией начался так. Компания «АЛРОСА» – крупнейший налогоплательщик – подала уточненные декларации по налогу на прибыль за 2003 и 2004 годы. Привлеченная миллионными суммами налога к уменьшению инспекция (МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Респуб­лике Саха (Якутия)) назначила выездную проверку этих двух периодов, хотя они уже один раз проверялись. Ревизия закончилась актом, фиксирую­щим недоимку почти на 170 млн рублей. Однако компания сумела убедить инспекцию отказаться от претензий по 2003 году (порядка половины предполагаемых доначислений). В результате рассмотрения возражений по акту инспекторы признали, что не было оснований повторно проверять этот период. По крайней мере явно такое право инспекторов из кодекса не следует (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Соответственно в решении по проверке этих сумм по 2003 году – около 80 млн рублей – уже не было.

С недоимкой по 2004 году компания также не согласилась и обратилась с жалобой в региональное УФНС. Но результат вышел обескураживающий. В управлении мало того что не приняли доводы компании по 2004 году, но и обязали уплатить ту самую «задолженность» за 2003 год.

Начались судебные разбирательства. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с компанией: вышестоящий налоговый орган принимает решение исключительно по жалобе налогоплательщика и не может ухудшать его положения (п. 2 ст. 140 НК РФ). В суде кассационной инстанции посчитали иначе: налоговики вправе изменить решение нижестоящей инспекции в части, не связанной с содержанием жалобы. К счастью, Президиум Высшего арбитражного суда встал на сторону компании. Кстати, судья Олег Наумов отметил: подобная практика – запрет ухудшать положение налогоплательщика в ответ на его жалобу – установлена почти везде в мире. Исключения – несколько стран, например Германия. Правда, там налоговики должны предупреждать о том, что в результате рассмотрения жалобы претензии могут вырасти.

Максим Иванов