В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий создание общедоступной базы данных по организациям, имеющим признаки однодневок. Кроме этой информации в нее предлагается включить сведения о налогоплательщиках, нарушающих налоговое законодательство. По мнению экспертов, эта идея ожидаемого результата не даст, и благая для бюджета цель в конечном итоге достигнута не будет. Разве что некоторые мелкие предприятия прекратят использовать однодневки, скорее испугавшись политики ужесточения, чем серьезной ответственности.

Законопроектом предлагается включить в федеральную общедоступную и для налогоплательщиков, и для налоговых органов базу данных информацию о таких обналичивающих конторах: наименование, ИНН, ОГРН, дата постановки на учет и другие сведения. Предполагается, что с помощью этих данных добросовестный налогоплательщик получит возможность легко и быстро проверить своего делового партнера. А компания, использующая фирмы-однодневки, не сможет в суде оправдаться тем, что не знала и не могла знать о том, что имеет дело с подставной фирмой. Обычно пользуются услугами таких организаций не один раз, а на протяжении некоторого времени. Следовательно, налоговая инспекция сможет в суде доказать умышленность действий налогоплательщика, так как сведения о недобросовестности его партнера были общедоступны, поясняют разработчики закона.

Но, по мнению экспертов, предложенные изменения не помогут решить эту задачу. Согласно пояснительной записке предлагается внести следующие поправки в НК: "Не считаются документально подтвержденными затраты, подтвержденные документами, содержащими недостоверные сведения о контрагентах - поставщиках товаров (исполнителях работ, услуг). К недостоверным сведениям относятся не соответствующие действительности: наименование контрагента, его ИНН, место нахождения, данные лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции (фамилия, имя, отчество, наименование должностей), личные подписи".

Однако получаемые от однодневок документы, скорее всего, формально будут соответствовать требованиям измененной статьи 252 НК РФ . Проблема тут кроется в другом - в том, что сделок реально не существовало. Или существовали, но по другим ценам. К тому же авторы законопроекта не учли, что Налоговый кодекс не обязывает проводить проверку достоверности сведений и тем более не ссылается на определенные информационные ресурсы (та самая база фирм-однодневок). То есть в суде налоговым органам не на что будет ссылаться, за исключением случая, когда документ явно фальсифицирован и, очевидно, содержит неправильные данные о поставщике. Грамотный налогоплательщик может апеллировать тем, что данные о контрагенте полностью соответствуют информации единого государственного реестра юрлиц, да и вообще проводить какие-либо проверки данных о поставщике он не обязан.

Риск попадания в базу добросовестных налогоплательщиков также велик. Нельзя исключить, что чиновник, ответственный за ведение базы, не включит в базу данные о предприятии "по просьбе" его конкурента, ведь конкурент в долгу, известно, не останется, говорит эксперт. Или, напротив, "случайно" не исключит однодневку.