В последнее время налоговики довольно часто «развлекают» себя анализом всевозможных схем, которые используют компании. Примечательно, что даже при четком соблюдении законодательства нет гарантий того, что у инспекторов к налогоплательщику не будет никаких претензий. К такому повороту событий можно и нужно подготовиться, выстроив в компании эффективную систему управления налоговыми рисками (СУНР).

Тем предпринимателям, которые до сих пор не уделили времени созданию «щита», честно говоря, можно только посочувствовать. В кризисный период им придется труднее всего в борьбе с инспекторами Федеральной налоговой службы, которые намерены отчаянно выполнять самые невероятные задачи руководства по наполнению государственного бюджета. Любой шанс вырвать у коммерсантов «копеечку» наверняка будет использован, и противостоять этому напору реально, лишь четко управляя налоговыми рисками.

  • Терпение и труд

Как правило, проработка налоговой стратегии возлагается на плечи специалистов бухгалтерской или финансовой службы предприятия. Они же назначаются ответственными за постановку СУНР, главная цель создания которой – максимально возможное сокращение налоговых потерь, предопределенных выбором способов ведения учета. Введение системы в эксплуатацию – процесс трудоемкий и довольно долгий. Многое, конечно, зависит от размеров самого предприятия, а также от сложности осуществляемых налоговых операций. Так, в крупной компании, даже при условии привлечения к работе сторонних консультантов, на один только первый этап создания системы типа «антириск» уйдет не меньше шести месяцев. За этот временной промежуток вполне возможно определить перечень применяемых фирмой рискованных операций, проанализировать их, а также закрепить порядок учета в учетной политике для целей налогообложения.

Логично предположить, что в небольшой организации с относительно простой системой учета отладка действенной СУНР потребует значительно меньших усилий и времени.

  • Группа риска

С чего начать выстраивание системы управления налоговыми рисками? Как мы уже упомянули, первый этап главным образом аналитический. Следует четко определить, на какие учетные принципы опирается в работе фирма. Затем необходимо вычленить в отдельную группу все операции, трактовка которых в силу специфики нашего законодательства может оказаться разной у бизнесмена и налоговика, если они «проворачиваются» компанией регулярно, а также, если в них задействован большой объем денежных средств.

Поскольку анализ любой «спорной» ситуации отнимает массу времени, не стоит распыляться по мелочам. Предположим, компания единожды прибегла к услугам сторонней юридической компании и в дальнейшем не планирует обращаться за помощью к ее специалистам. Очевидно, что затраты на анализ данной сделки и связанных с ней налоговых последствий, скорее всего, превысят уровень потенциального риска.

  • Экономичный регламент

Второй этап работы – организация контроля за уровнем налоговых рисков. Так, например, необходимо максимально подробно прописать во «внутренних» нормативных актах требования к содержанию договоров, заключаемых с контрагентами. Кроме того, следует утвердить регламент оформления первичных документов и назначить ответственных за их своевременное поступление в бухгалтерию. Почему это важно? Как утверждают эксперты журнала «Консультант», отсутствие указанных регламентов значительно увеличит уровень трудозатрат по управлению налоговыми рисками. Представьте, какие потери «светят» организации, если ее сотрудники то и дело будут подавать документы с допущенными в них ошибками, или если форма, по которой составят бумаги, не даст возможности подтвердить расходы в целях налогообложения. Исправление неточностей – это и неоправданная трата драгоценного времени, и непокрытые риски «в одном флаконе». Заметим, что второй этап не так длителен, как первый, однако не менее важен.

Нельзя считать, что тщательно выстроенная СУНР – это универсальный «щит» на долгие-долгие годы. Внесение изменений в систему не только разрешено, но и необходимо, особенно в России, где большие и малые трансформации налогового законодательства – привычное дело. Гибкости от СУНР требует и нынешняя экономическая нестабильность. Поэтому, в зависимости от ситуации, перечень операций, которые нуждаются в анализе и контроле, стоит регулярно пополнять. Между тем «несущие стены» антирисковой системы, ее базовая модель в серьезной перестройке нуждаться не будут.

  • Архивные раскопки

Какую информацию необходимо обрабатывать в первую очередь для грамотной оценки налоговых рисков? Разумеется, вынесенные по налоговым спорам судебные решения. При этом нижний уровень дел, которые следует проанализировать – это арбитражные суды федеральных округов. Чем шире окажется подвергнутый анализу круг дел, рассмотренных ФАС и ВАС, тем лучше. Предположим, компания решается на осуществление рискованной налоговой операции. С точки зрения законодательства в ней вроде бы изъянов нет, однако фирма также знает, что Минфин и ФНС трактовали в свое время те же положения Налогового кодекса совершенно иначе. Тем не менее у предприятия с развитой СУНР есть четкое представление о том, что если дело доходило до суда, в подавляющем большинстве аналогичных случаев служители Фемиды принимали сторону коммерсантов, а значит, идти на сделку можно с большой степенью уверенности и безопасности.