Местная религиозная организация (далее - Община) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении Общины из реестра и о признании недействительным решения Управления об исключении Общины из реестра.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что Община отвечает признакам недействующего юридического лица, определенным в пункте 1 статьи 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

ФАС СЗО, отменяя вынесенные судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, указал следующее.

По смыслу Закона прекращение деятельности юридического лица путем исключения его из реестра применяется в отношении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность. Деятельность юридического лица, в частности некоммерческой религиозной организации, не ограничивается представлением документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и осуществлением операций по банковским счетам. Хотя осуществление какой-либо деятельности при наличии определенных Законом признаков недействующего юридического лица и не препятствует отнесению юридического лица к недействующим, в то же время ведение уставной деятельности лицом, не представляющим отчетность, может препятствовать признанию такого лица фактически прекратившим свою деятельность, с учетом того, что нарушение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, являясь основанием для привлечения юридического лица к налоговой ответственности, не влечет само по себе признания юридического лица недействующим.

Установив наличие предусмотренных Законом признаков, позволяющих формально отнести Общину к недействующим юридическим лицам, суд первой инстанции и апелляционный суд не дали оценку доводам Общины о том, что она ведет свою уставную деятельность, является действующим юридическим лицом, и не исследовали доказательства, представленные Общиной в подтверждение этих доводов. Так, в соответствии с пунктом 2.1 устава Общины она объединяет граждан в целях удовлетворения их религиозных потребностей путем совместного вероисповедания, совместного проведения богослужений, праздников и других религиозных ритуалов. В подтверждение того обстоятельства, что Община является действующим юридическим лицом и ведет свою уставную деятельность, заявителем представлен в материалы дела протокол общего собрания прихожан Общины, из которого следует, что собранием рассматривался отчет старосты Общины о деятельности, и собранием работа Общины признана удовлетворительной (Постановление ФАС СЗО от 21.10.2008 N А56-14264/2007).