Даже если компания уверена в своей налоговой добросовестности, еще не факт, что настолько же честен ее контрагент. Примечательно, но эта старинная проблема по сей день может немалым образом усложнить процесс получения вычета по НДС.

Современные реалии отношений между налоговыми проверяющими и бизнесменами таковы, что обосновать последним простой вычет по НДС бывает крайне сложно. Что уж говорить о возмещении сумм этого налога из бюджета – подобные операции редко кому удается проделать без затрат времени и нервов. Естественно, чтобы оправдать собственное нежелание расставаться с деньгами в пользу коммерсантов, ревизоры всегда находят «самые веские» причины. Впрочем, большинство из них не отличаются новизной подхода. С одним из таких «классических» обоснований пришлось недавно столкнуться некой организации из Республики Башкортостан.

  • По результатам проверки…

Повод для разбирательства, описанного в постановлении ФАС Уральского округа от 25 сентября 2008 года № Ф09-6197/08-С2 по делу № А07-272/08, оказался более чем прозаический. Компания подала декларацию по НДС, согласно которой фирме полагался не самый маленький вычет. Проверяющие, правда, с этим оказались не согласны, в результате чего выставили организации «счет», состоящий из суммы якобы неуплаченного налога, соответствующих пеней по ней, а также штрафа. Причиной столь сурового решения инспекции стал вывод ее представителей о том, что действия фирмы и ее контрагента были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, по мнению ревизоров, источник для возмещения налога в бюджете не был сформирован: фирма-контрагент по каким-то причинам не подала за аналогичный период налоговую отчетность, а по месту своего юридического адреса отсутствовала. Ввиду невозможности проверить, поступил ли в бюджет налог от реализации по спорным сделкам, представители инспекции и пришли к выводу, что ни о каком вычете «входного» НДС другой стороной в данной ситуации речь идти не может.

В такой ситуации фирме ничего не оставалось, кроме как смириться с решением инспекторов, или же попытаться доказать собственное право на вычет в зале суда. Последний путь и выбрало руководство организации. Как оказалось, – не напрасно.

  • В зале суда

Арбитры напомнили налоговикам, что в соответствии с требованиями статьи 172 Налогового кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров, работ или услуг после их принятия на учет и при наличии соответствующих первичных документов. Данные требования фирма, которой отказали в вычете, полностью выполнила. Кроме того, каких-либо доказательств согласованных действий между ней и фирмой-контрагентом, направленных на незаконное изъятие денежных средств из бюджета и необоснованное получение налоговой выгоды, материалы дела не содержат. Ну и, пожалуй, последний и основной вывод, который сделали судьи: поскольку право любого плательщика налога на вычет не зависит от надлежащего исполнения налоговых обязанностей его контрагентом, значит, законных под собой оснований действия налоговиков в рассмотренном случае не имеют.

Конечно, данную ситуацию вряд ли можно отнести в разряд хоть сколько-нибудь уникальных. Подобные споры, касающиеся добросовестности поставщика, возникали уже неоднократно, но всегда заканчивались в пользу коммерсантов. Подтверждают это, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 декабря 2006 года № А19-15040/06-11-Ф02-7065/06-С1 по делу № А19-15040/06-11 и Северо-Кавказского округа от 23 августа 2007 года № Ф08-5442/2007-2058А по делу № А53-1258/2007-С5-22, а также сравнительно «свежие» постановления ФАС Московского округа от 8 апреля 2008 года № КА-А40/2784-08-П по делу № А40-61367/06-151-346 и ФАС Поволжского округа от 13 мая 2008 года по делу № А55-15245/07. Однако несмотря на довольно большое количество судебных решений в пользу бизнесменов, разбирательств, подобных вышеописанному, меньше не становится. И рассчитывать на то, что при отсутствии поправок в действующее законодательство ситуация в ближайшем будущем изменится к лучшему, вряд ли стоит.