Вопрос снижения НДС – кость в горле предпринимателей, бизнесменов, бюджетников вот уже несколько лет. Снизить ли один из самых коррупционных и малопонятных налогов, либо его стоит вовсе отменить? Над проблемой ломают голову высшие академические умы и чиновники у руля.

Кажется, появился свет в тоннеле. О снижении НДС заговорил премьер-министр РФ Владимир Путин. «В целом мы пойдем по пути снижения налоговой нагрузки», – подчеркнул он.

Напомним, что р анее сообщалось, что в августе правительство РФ дало Минэкономразвития и Минфину месяц на доработку вопроса о возможном снижении ставки НДС до 12%.

Тамара Касьянова, гендиректор «2К Аудит-Деловые Консультации» считает, что если произойдет снижение ставки до 10-12%, компании-однодневки перестанут работать, потому что большинству из них это будет невыгодно. Не станет проблем и с администрированием налога, так как проще будет его просто платить. «Такая ставка будет оптимальной, и собираемость налогов значительно увеличится», – поделилась она в интервью Bigness.ru.

Не так давно на заседании общественно-консультационного совета по таможенной политике при Федеральной таможенной службы РФ Андрей Бельянинов, глава ФТС, заявил о том, что НДС – это «наиболее коррупционный налог». При этом он заметил, что этот налог тяжело заменить чем-то иным. «Где-то треть от собранных таможенных платежей – это НДС», – сказал он.

Впрочем, и В.Путин призывает взвешенно отнестись к вопросу о возможном снижении НДС, в частности, проанализировать влияние снижения налога на инвестиционную активность участников рынка. «Дело не только во влиянии на бюджет, д е ло в настройке всей экономики; нужно понять, насколько эффективно для экономики и отдельных отраслей будет снижение НДС, возрастет ли инвестиционная активность участников рынка, или просто это приведет к росту накоплений», – сказал он в беседе с журналистами в Ташкенте, сообщает «Интерфакс».

Он отметил, что налоговая нагрузка в РФ на сегодня чуть ниже, чем в Европе: «Если посмотреть на структуру налогообложения, то оно у нас выше, чем в Европе, но если убрать налогообложение нефтегазовой сферы, то оно даже чуть ниже».

Между тем, премьер-министр напомнил, что перед правительством сейчас стоят задачи, связанные с реформированием социальной и пенсионной сферы. «Все они сопряжены с очень большим ростом расходов, в этой связи думать о снижении налоговой нагрузки сложно, но возможно», – сказал он. Отвечая на вопрос о рассмотрении инициативы Минфина о повышении налоговой нагрузки на доходы граждан и дополнительном трехпроцентном страховом взносе, В.Путин отметил, что « пока нет такого решения».

«Одни считают, что это справедливо, другие говорят, что нет», – сказал премьер-министр. По его словам, «суета в сфере налогообложения неприемлема, и если мы будем принимать решение, то сделаем это, семь раз отмерив и лишь потом отрезав».

Между тем, ряд аналитиков Bigness.ru не раз высказывались за полную отмену НДС и называли его снижение – бесполезным. Налог на добавленную стоимость – поле для коррупции, считает собеседник Bigness.ru, известный экономист, академик РАН Сергей Глазьев. Этот налог тормозит развитие народного хозяйства, снижает конкурентоспособность российских экспортеров и развитие наукоемких отраслей.

Предложения по снижению ставки, которые предлагают, как альтернативу отмене НДС, академик считает такими же бессмысленными, как и те, что указывают на нецелесообразность отмены: «Его надо отменять, потому что это самый коррупционный, самый неэффективный и сильно подстегивает инфляцию. НДС, прежде всего, угнетает отрасли, которые производят высокую добавленную стоимость, то есть, наукоемкие. Как известно, российская наука давно в глубокой яме. Любой налоговый чиновник произвольно трактует ситуацию с возмещением НДС. Поскольку технология сбора налога очень сложная, то каждый желающий испортить жизнь предприятию, вполне может воспользоваться ей, чтобы “свести счеты”».

Сергей Глазьев не так давно поделился тремя вариантами восполнения выпадающих доходов. Уместнее всего, по мнению С.Глазьева, увеличить НДПИ газовикам, который сегодня десятикратно меньше, чем по нефти на единицу условного топлива. Это совершенно справедливая мера, когда государство за пятилетку с 2006-2011 год собирается увеличить тариф на газ для конечных потребителей в три раза.

В самой отмене НДС экономист видит только позитивные моменты. На его взгляд, отказ от него станет важным шагом в переводе российской экономики на инновационный путь развития. Продукты питания для конечных потребителей станут дешевле, поскольку с предприятий снимется часть налоговой нагрузки. Вследствие этого снизится и продовольственная инфляция, а производить продукты питания внутри страны станет куда выгоднее.

Кроме того, резко снизится и коррупционная нагрузка на экономику предприятий, считает он. Кстати, в связи с отменой налога произойдет и оптимизация неналоговых расходов предприятий. Сократятся затраты и самого государства: «Эта мера высвободит с предприятий бухгалтеров, которые сегодня заняты начислением НДС, а так же часть налоговых инспекторов. Рынок труда от этого пополниться 1,5 млн человек, которые могли бы вполне стать специалистами в других отраслях, которые сегодня испытывают кадровый голод», – заключает эксперт.

Наталья Трефилова