Подготовлен проект заключения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) на главный долгосрочный документ Минфина — проект Бюджетной стратегии до 2023 года. До 10 сентября бюро правления РСПП должно принять или отвергнуть основные положения стратегии — одобрение документа в нынешнем виде равносильно объявлению РСПП открытой войны вице-премьеру Алексею Кудрину.

До 10 сентября 2008 года бюро правления РСПП должно проголосовать по проекту заключения на бюджетную стратегию Минфина до 2023 года. Первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев вчера подтвердил подлинность документа, но отказался его комментировать, пояснив лишь: "Сейчас мы разослали членам бюро РСПП этот проект и будем собирать предложения, их обобщать, чтобы выработать единую официальную позицию. Официальная позиция РСПП будет принята голосованием членов бюро. Голосование будет заочным или очным — форма не принципиальна. Сейчас мы имеем экспертные заключения, которые взяли за основу и также разослали членам бюро РСПП". Список экспертов РСПП не разглашает, итоги голосования господин Мурычев предсказать не берется. Глава бюро правления РСПП Александр Шохин находится в отпуске до 1 сентября и также должен одобрить или отвергнуть резолюцию, а затем направить ее после 10 сентября в Минфин. Вице-премьер, глава ведомства Алексей Кудрин сейчас также находится в отпуске.

Формально бюджетная стратегия не требует одобрения или неодобрения РСПП, однако на середину сентября РСПП договорился через члена бюро главу "Интерроса" Владимира Потанина о встрече и обсуждении вопросов, близких по теме к стратегии, с президентом Дмитрием Медведевым. Идеолог бюджетной концепции Алексей Кудрин уже изложил свою позицию президенту в минувшую субботу на встрече в Сочи.

Проект оценки РСПП стратегии — один из самых жестких документов союза за последние годы. В первых же строках стратегия господина Кудрина однозначно признается неприемлемой для бизнес-сообщества. Прежде всего, как неприемлемая в тексте обозначена позиция Минфина по невозможности снижения налогов. Проект РСПП де-факто предполагает поддержку позиции Минэкономики, которое утверждает, что Минфин некорректно не учитывает возможность роста собираемости налогов и НДС в частности при снижении ставки НДС до 12% (еще более радикальное предложение, снижение ставки до 10%, сейчас РСПП не рассматривается).

Однако гораздо более резкой атаке подвергаются последние "социальные" инициативы господина Кудрина и Минфина — вариант пенсионной реформы и реформы ЕСН. В проекте резолюции РСПП утверждается, что схема, предлагаемая Минфином для ЕСН (изменение шкалы регрессии ЕСН), сделает "плоской" шкалу налога на уровне 26% почти для всех доходных групп населения России. Налоговая нагрузка на фонд заработной платы в варианте ставок ЕСН от Минфина, а также "унификация" налога (отмена упрощенных режимов его уплаты для агросектора и малого бизнеса), утверждают авторы проекта, не приведет к возврату ставок на уровень ЕСН 2005 года, как предполагает Минфин, а превысит его значения на 2,5-3,5%. Активно не нравится авторам из РСПП идея дополнительного пенсионного сбора в 3% с лиц моложе 1967 года рождения. В итоге РСПП предлагается согласиться с пугающей оценкой дополнительной нагрузки на работодателей: 40% роста ЕСН к нынешнему уровню (точнее, к расходам работодателей с фонда заработной платы) и 20% — к уровню 2005 года — и осудить закрепляемые стратегией "негативные факторы проводимой бюджетной политики".

Завершающие пункты концепции предлагают РСПП полностью присоединиться к полемике Минфина и Минэкономики на стороне министра Эльвиры Набиуллиной. По сути, критика РСПП идей Минфина сводится к тому же, что имеет в виду Минэкономики: Алексею Кудрину ставится в вину то, что он не согласен принять на бюджетную систему риски негарантированных доходов от роста экономики (в варианте Минфина — и эти риски, и часть доходов, в том числе компаний членов РСПП). Судя по всему, направление Алексею Кудрину документа в виде, соответствующем проекту, будет означать открытую войну РСПП с влиятельным вице-премьером, контролирующим все бюджетные процессы.