Минфин выступил с принципиальной критикой своих коллег по правительству. Досталось не только давним оппонентам из Минэкономразвития, настаивающим на снижении ставки НДС до 12%. В проекте бюджетной стратегии - 2023 фактически был подвергнут сомнению курс премьера Владимира Путина (особенно ярко проявившийся в выборный период 2007-2008 годов) на раздувание государственных расходов.

  • Кудрин против Путина

Вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин уже не раз говорил о необходимости сокращения госинвестиций и уменьшения расходов бюджета. В проекте стратегии-2023 тезис о необходимости сокращения госрасходов Минфин доказывает с цифрами в руках: "Расходы бюджетной системы в последние годы находились в среднем на уровне от 31 до 34% ВВП. И хотя этот показатель ниже уровня, характерного для наиболее развитых стран (в странах ОЭСР в среднем госрасходы составляют 40%, в странах ЕС - 46%). В то же время в отдельных странах категории «развивающиеся рынки» (Таиланд, Мексика, Чили) уровень расходов заметно ниже и составляет от 18 до 25%". Прямого призыва к равнению на развивающиеся Чили и Мексику (бюджетные расходы которых составляют примерно 25% ВВП) у Минфина нет. Но не вызывает сомнения, что разработчики стратегии-2023 для себя уже сделали соответствующие выводы.

Главная беда российского бюджета даже не в излишних госраcходах, а в их структуре. Например, в стратегии Минфина указывается: несмотря на рост госинвестиций в последние годы, расходы на образование и здравоохранение в России до сих пор ниже среднего уровня.

  • Кудрин против Набиуллиной

С точки зрения Минфина все возрастающие бюджетные аппетиты ведомств лишний раз доказывают тот факт, что к снижению налога на добавленную стоимость (НДС) российская бюджетная система не готова. В проекте бюджетной стратегии Минфин дает свои расчеты бюджетных потерь при снижении НДС. Расчеты Минфина существенно отличаются от представленных в правительство еще до 1 августа расчетов Минэкономразвития. В Минэкономразвития подсчитали, что снижение ставки НДС до 12% приведет к выпадению доходов в размере 1,3% ВВП. В Минфине эта цифра значительно выше - 1,84%. Причем если Минэкономразвития настаивает на том, что снижение НДС будет в целом иметь положительный экономический эффект, в Минфине считают, что эта мера окажет неоднозначное воздействие на деловую активность. В бюджетной стратегии дается три возможных сценария развития. Первый: цены снизятся на величину снижения ставки, и всю выгоду от снижения ставки получат потребители. Второй: цены снизятся на половину величины снижения ставки, то есть на 3%, и выгоды от снижения потребители и производители разделят поровну. Третий: цены останутся без изменений, а весь выигрыш от снижения ставки НДС получат производители. В Минфине уверены, что наиболее вероятны два последних сценария.

Минфин в эффективность снижения НДС не верит. Поэтому бюджетная стратегия исходит из того, что введение 12-процентной ставки НДС неизбежно приведет, если госрасходы не будут подвергнуты секвестрированию, к необходимости повышения налога на прибыль до 31%, НДФЛ - до 19,5%, ЕСН - до 34-36%. Как говорится, комментарии здесь излишни. Начали со снижения налогов, а вернулись к их резкому скачку вверх.

  • Кудрин против "Газпрома"

Конкретных предложений по структурированию расходной части бюджета у Минфина нет, зато есть ряд предложений, как увеличить его доходную часть. Помимо идеи взимать налог с добавочного дохода (НДД), получаемого при добыче нефти, Минфин выступает за переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа. По мнению Минфина, необходимо постепенно выравнивать налоговую нагрузку на нефть и газ. Газовики сразу отреагировали на инициативу Минфина. По словам президента Союза независимых производителей газа Виктора Баранова, любое повышение налога для нефтяников или газовиков означает только одно - меньше средств пойдет на инвестиции в геологоразведку, разработку новых месторождений. Поэтому по-прежнему будет продолжаться выкачивание газа из доступных скважин, а те, которые в себе несут более глубокий и более насыщенный газ с более высокой себестоимостью, будут оставлены на неопределенный срок.

Еще одной новаторской идеей Минфина (см. "Газету" от 18 августа) является введение дополнительного страхового взноса в размере 3% для лиц моложе 1968 года. По замыслу Алексея Кудрина данные отчисления вернутся к гражданину после выхода на пенсию через накопительную часть трудовой пенсии.

  • Чем бы вы заплатили за снижение НДС?

Иван Грачев / зампред комитета Госдумы по энергетике (фракция «Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь»), председатель движения "Развитие предпринимательства":

- Посудите сами: в России налоговый пресс примерно в полтора раза выше, чем это требуется для страны, которая хочет динамично развиваться. По крайней мере это касается обрабатывающей промышленности, хай-тек и так далее. А потому никаких причин повышать другие налоги я не вижу. То есть существуют все основания уменьшать нагрузку без каких-либо компенсаций. При этом, что касается бюджета, то его плановый профицит обычно бывает около $100 млрд в год, тогда как на самом деле (допустим, уже в этом году) еще столько же идет сверх плана. Поэтому в результате просто меньше будет вкладываться в американские ипотечные ценные бумаги, которые являются в высшей степени сомнительным вложением, и все.

Александр Паперно / вице-президент "ОПОРЫ России ":

- Ничем. Хотя вообще лекарство в виде снижения НДС только продлит агонию. Этот налог надо отменять, и об этом я регулярно говорю последние четыре года. Я бы заменил НДС на налог с продаж или на оборотный налог. А на что именно, зависит от ставок и других условий. Если, например, ввести тупой однопроцентный налог с оборота и отменить НДС, то, на мой взгляд, это будет экономически выгодно и удобно для бизнеса. Для любого бизнеса - поскольку совокупное количество потерь, которые он несет от работы с НДС, существенно превышает 18%. Посмотрите, это ведь огромные трудозатраты и огромное количество затрат, которое несет государство на обслуживание налога. Наконец, одним легким движением мы убили бы все экономические помойки сразу, так как сделали бы их экономически нецелесообразными.

Агван Микаелян / гендиректор ООО «Финэкспертиза»:

- Я бы пошел путем комплексного экономического анализа. Не забывая при этом, что все рассуждения можно вести с точки зрения государства, бизнеса или общества. Для последнего ситуация простая: если деньги собираются в виде налогов в бюджет, а потом целиком на него тратятся, то по идее общество не должно быть сильно заинтересовано в снижении этих налогов. Хотя, если будет развиваться промышленность, будут больше платить денег и так далее, разговор уже меняется. Вопрос состоит в том, с точки зрения работодателя, насколько изменятся его прибыли, насколько он сможет ими воспользоваться на собственное потребление или расширение бизнеса. А с точки зрения государства, насколько оно сможет выполнить свои функции. Я посмотрел бы, на какие отрасли и каким образом действует НДС. А потом решил бы, насколько каждая отрасль, которую этот налог стимулирует или тормозит, для меня важна. Надо мне ее поддерживать или, наоборот, снимать с нее сверхприбыли. Снижение НДС в первую очередь положительно повлияет на торговлю, особенно розничную или оптовую, внутри страны. Однако эта отрасль и так неплохо себя чувствует, там едва ли снизят цены на товары, но государство при этом недособирает денег. Так что можно было бы все скомпенсировать, скажем, адресным налогом с продаж. Благодаря которому все осталось бы в своем статус-кво. Далее, возьмем теперь экспортно ориентированные отрасли. Им НДС возвращают, а потому его изменение ни на что не повлияет: я меньше заплачу, однако мне меньше и вернут. Наконец, скажем, машиностроению требуются серьезные деньги на реструктуризацию и модернизацию, а потому здесь снижение НДС вполне сможет помочь. Хотя при этом неплохо бы иметь реальную конкуренцию.