Затраты на официальный прием и обслуживание представителей других фирм законодательство позволяет учесть при расчете налога на прибыль. Главное, чтобы целью встречи было установление и поддержание взаимовыгодного сотрудничества. Правда зачастую налоговикам этого кажется мало.

НК о представительских расходах

Среди прочих расходов, связанных с производством и реализацией, так называемые представительские расходы занимают далеко не последнее место. Учитывать такие затраты, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, при расчете налога на прибыль фирмам позволяет подпункт 22 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Порядок же отнесения тех или иных затрат к представительским расходам прописан в пункте 2 статьи 264 Кодекса.

Согласно прописанным в нем нормам, к представительским относятся расходы на официальный прием представителей сторонних компаний, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества. Также сюда относятся затраты, связанные с обслуживанием участников заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа компании. Причем место, где проводятся указанные мероприятия, значения не имеет.

Что же включают в себя понятия «прием» и «обслуживание»? Налоговый кодекс позволяет списать в качестве таких расходов затраты на непосредственное проведение официального завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия для вышеупомянутых лиц и для представителей самой организации, участвующих в переговорах. Также в числе разрешенных – расходы на транспортное обеспечение доставки к месту проведения представительского мероприятия или заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата в случае необходимости услуг переводчиков, не состоящих в штате фирмы. А вот расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний к представительским расходам не относятся.

Принимаются в уменьшение базы по налогу на прибыль такие расходы в размере, не превышающем четырех процентов от расходов фирмы на оплату труда за тот же отчетный период (п. 2 ст. 264 НК). К сожалению, составители Налогового кодекса каких-либо более четких границ отнесения к таковым тех или иных затрат фирмы не обозначили. А тем не менее некоторые вопросы в связи с этим все же возникают, в чем на собственном примере убедилась одна вологодская фирма.

Переговорная «напрокат»

Конфликт между фирмой и инспекцией, дошедший в итоге до рассмотрения в ФАС Северо-Западного округа, случился традиционно – по результатам налоговой проверки. Итогом последней стало привлечение компании к ответственности по статье 122, а также доначисление якобы неуплаченного налога на прибыль и пеней по нему. А «смутил» контролеров факт отнесения фирмой на представительские расходы стоимости краткосрочной аренды помещения у сторонних компаний. В итоге убедить инспекторов в правомерности такого рода представительских расходов фирме удалось лишь в зале суда.

В своем постановлении от 19 июня 2008 года № А13-7506/2006-28 судьи отметили, что у организации имелись на руках все подтверждающие аренду бумаги, как то: акты, счета-фактуры, документы об оплате. Помещения фирма снимала для проведения деловых встреч, чему свидетельствовали программы мероприятий. Более того, немаловажную роль в этой ситуации сыграл факт отсутствия у компании собственных переговорных кабинетов, подходящих для проведения подобных приемов, после чего сомнений в том, что затраты на съем действительно относятся к представительским расходам, у служителей Фемиды не осталось.

К тому же и налоговые инспекторы представить каких-либо доказательств в опровержение данного мнения и в подтверждение собственной позиции не смогли. В итоге, с учетом вышеперечисленных обстоятельств, арбитры полностью встали на сторону фирмы, указав, что последняя имела полное право «распространить» традиционный перечень представительских расходов на стоимость аренды помещений для проведения деловых встреч.