В скоростном режиме Госдума начала обсуждать пакет налоговых поправок, внесенный правительством Владимира Путина на прошлой неделе. Профильные подкомитет и комитет поправки прошли без каких бы то ни было проблем. Депутатам прошлого созыва остается лишь удивляться, почему их собственные поправки аналогичного содержания ранее были заблокированы Министерством финансов.

Налоговый пакет внесен четырьмя законопроектами. В первый по довольно странной логике объединены льготы для нефтяников по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), льготы на НИОКР и поправки, стимулирующие работодателей вкладываться в лечение и обучение своих сотрудников. Все вместе носит длинное название проекта закона о создании благоприятных налоговых условий для реализации инновационного сценария развития экономики и улучшения социального обеспечения граждан. Ко второму чтению, намеченному на 27 июня, Минфин, по словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, обещает уточнить ряд позиций относительно месторождений, на которые будут распространяться налоговые каникулы по НДПИ. Депутаты также попросили внести ясность и в предлагаемую поправками формулировку, что если предприятие оплачивает обучение сотруднику, последний обязан подписать бессрочный трудовой договор. «Это же крепостное право какое-то получается», -- недоумевает заместитель председателя бюджетного комитета Андрей Макаров.

Второй законопроект касается оптимизации налоговых режимов для малого бизнеса и содержит два серьезных изменения. Малому бизнесу расширят возможность пользоваться упрощенной системой налогообложения на основе патентов, а местным властям запретят устанавливать ограничения на доступ малых предприятий к патентной системе. Сегодня муниципалитеты стремятся «загнать» весь малый бизнес на систему «вмененного налога», так как сборы именно с этого налога поступают в казну муниципалитетов.

Третий законопроект о дифференциации ставок акцизов вводит для налогообложения дифференциацию бензина по качеству на основе стандартов евро-3, 4 и 5, отменяя дифференциацию по октановому числу. Тем самым снижается риск искусственной «доводки» бензина до определенного октанового числа, так как евростандарты оченивают качество топлива по наличию или отсутствию вредных примесей. Чем выше класс бензина, тем акцизы будут ниже.

Наконец, четвертый законопроект снимает для граждан, имеющих детей, зарплатные ограничения на использование вычета. Сегодня право на ежемесячный «детский» вычет в размере 600 руб. имеют только те, чья зарплата с начала года не превысила нарастающим итогом 40 тыс. руб. Высокооплачиваемые граждане тем самым теряют право на вычет уже в первый месяц. Поправки предлагают снять 40-тысячный порог вычета вообще, а саму сумму вычета увеличить до 800 рублей.

По словам члена бюджетного комитета Раисы Кармазинной, так и не понявшей, почему не были приняты такие же поправки, предложенные депутатами еще в прошлом составе Думы, минфиновская версия законопроекта недостаточно учитывает имущественную дифференциацию населения. «Почему бы не повысить размер вычета до 1200 руб. вместо 800, установив одновременно зарплатный порог для его получения в пределе 1 млн руб.», -- удивляется она.

По мнению депутатов, логично было бы более радикальным образом поступить и со стандартными 400-рублевыми вычетами, предназначенными для поддержки малоимущих. Сегодня по достижении зарплаты 20 тыс. руб. право на этот вычет утрачивается, Минфин предлагает расширить зарплатный лимит до 40 тыс. руб. Как считают в бюджетном комитете, правильнее было бы сократить бесчисленные категории получателей вычета, оставив вычеты лишь для инвалидов, но одновременно увеличить вычет до 1200 руб. Сергей Шаталов согласился: «Чисто символические стандартные вычеты мало что дают гражданам, серьезно отягощая бюджет». Но признал, что пока решить эту проблему не может. «Лишив вычета одни категории граждан в пользу других, мы нарушим Конституцию», -- пояснил заместитель министра финансов.