Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин рассказал о перспективах развития малого бизнеса и о том, как обеспечить потребителям гарантии качества товаров и услуг.

Российская газета: Александр Николаевич, какую сумму надо иметь, чтобы открыть небольшую фирму или частное семейное предприятие? Говорят, в Америке для этого достаточно 1200 долларов.

Александр Шохин: Пока согласно экспертным оценкам в России издержки по открытию своего дела составляют 6-10 процентов от предполагаемого объема бизнеса. Впрочем, это только официальные платежи по регистрации фирмы, приобретению лицензий, сертификатов, получения права на аренду помещений. Но есть еще чиновники, от которых зависит ускорение всех этих процессов. Переход на уведомительный принцип регистрации малых предприятий, о котором говорится в новом указе президента "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности", безусловно, снизит административную "ренту".

РГ: Так можно будет уложиться в 1200 долларов?

Шохин: Пока нет. Сегодня основные расходы бизнес несет не на "отстегивание" проверяющим и не на "ускорение" процесса. Аренда помещений и подключение к электрическим сетям - вот что разоряет малые предприятия. Да и для крупных эти платежи зачастую непосильны. Например, плата за подключение, бывает, в разы превосходит объемы выручки малых предприятий, так что о прибыли и говорить не приходится. Кстати, в указе президента эта проблема учтена и уже есть поручение - разобраться с подключениями до октября этого года.

Что касается аренды помещений, то у малых компаний есть право "первой ночи" на льготное приобретение тех зданий и помещений, в которых они вели свой бизнес в течение трех лет. И у муниципалитетов появилось право решать, выставлять или нет такие помещения для продажи на аукционы. Надеюсь, что муниципалитеты воспользуются этим правом, особенно по отношению к социально значимым предприятиям, связанным с обслуживанием местного населения.

Принципиально облегчат жизнь малым предпринимателям и упрощение процедуры регистрации, и отказ от лицензирования, обязательной сертификации товаров и услуг, и переход на добровольное подтверждение стандарта качества. Вот когда все эти меры заработают, тогда мы и поговорим, насколько "подешевело" открытие бизнеса в России.

РГ: Известно, что малый и средний бизнес также стонут от безумной бухгалтерской отчетности.

Шохин: Я считаю, что надо перейти на патентную систему и отказаться от кассовых аппаратов для тех малых предприятий, которые платят налог на вмененный доход. Если есть патент, нет претензий по налогам, то в чем тогда смысл кассового аппарата? Мы сегодня видим на рынках груды кассовых чеков, которые некому контролировать.

Вообще, упрощение бухгалтерской отчетности - это тоже механизм облегчения бремени затрат на ведение бизнеса. Если для крупной компании порой затратно содержать бухгалтерские, финансовую службы, то для малых предприятий - просто разорительно. Поэтому сведение отчетности до одной странички, что уже давно обещает и минфин, и Федеральная налоговая служба, тоже в сфере внимания РСПП.