В настоящее время налоговыми органами проводится активная работа с организациями, ведущими деятельность с убытками.

Отражение убытка в налоговой отчетности еще не свидетельствует о том, что организация нарушает налоговое законодательство. Организации находящиеся только в начале становления и развития, объективно имеют существенные расходы, которые не покрываются получаемыми доходами, что приводит к убыткам и отсутствию налоговой базы по налогу на прибыль. Есть и другие "законные" причины получения убытков, например освоение новых технологий, вложение свободных денег в инвестиционные и инновационные проекты, не давшие пока еще положительных результатов.

Большая часть убыточных организаций отражает убытки неправомерно: допускает ошибки при исчислении налоговой базы, использует схемы минимизации налогов или ухода от их уплаты, скрывает выручку, необоснованно завышает расходы и т.д.

Цель вызова руководителей убыточных организаций на комиссии налоговых органов заключается прежде всего в выяснении источников поддержания жизнедеятельности "нежизнеспособной" организации, проверке достоверности указываемой в декларации суммы убытка. Особое внимание уделяется фирмам, заявляющим убытки на протяжении нескольких налоговых периодов ("хронически" убыточным), что несвойственно предпринимательской деятельности. Отбор проводится по критериям, которые косвенно могут свидетельствовать о том, что убыточные организации не отражают обороты от реализации, а именно:

- выявление несоответствия выручки в бухгалтерской и налоговой отчетности;

- рост дебиторской и кредиторской задолженности при снижении выручки от реализации;

- превышение доли вычетов по НДС над средними показателями.

Выбирая претендента для вызова на комиссию налоговым органом проводится  предпроверочный анализ данных из внутренних и внешних источников. Своевременно направленные запросы в таможенные органы, банки, пенсионные фонды, обобщение полученной информации, проведение всестороннего анализа - вот инструменты, позволяющие обоснованно оценить реальное финансово-хозяйственное состояние убыточной организации.

Помимо "досье" на саму убыточную организацию собираются данные об имущественном состоянии руководителя (его заместителя, главного бухгалтера, учредителя, собственника фирмы). Вызванный на комиссию руководитель убыточной организации, как правило, затрудняется пояснить, на какие средства ему удалось приобрести дорогую недвижимость или иномарку, работая долгое время в убыточной фирме (где зачастую официальная заработная плата весьма низкая).

Если после получения приглашения руководители организаций, не являются на комиссию, такие  работодатели, привлекаются к ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ.

Результатом работы  комиссий по легализации объектов налогообложения может явиться подача искового заявления в арбитражный суд о ликвидации убыточного акционерного общества, стоимость чистых активов которого меньше зарегистрированного уставного капитала (в целях сокращения количества убыточных организаций). В ходе работы комиссии выявляются,  причины неверного формирования плательщиками финансового результата. К основным нарушениям можно отнести:

- отражение в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, сумм документально неподтвержденных затрат;

- неотражение в составе доходов субсидии на покрытие разницы в тарифах на оказанные услуги;

- неверное определение стоимости незавершенного строительства;

- включение в состав убытков организации, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, убытков от совместной деятельности;

- занижение цены на оказываемые услуги по переработке давальческого сырья.

Результативность работы комиссий заключается в самостоятельном (после вызова руководителя на комиссию) представлении убыточными организациями уточненных деклараций, в которых не только уменьшена сумма ранее заявленных убытков, но и показана прибыль и уплачен налог. Если вызов руководителя на комиссию не приведет к желаемому результату, как правило, последует выездная налоговая проверка убыточной организации.

Выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Цель определена Налоговым кодексом РФ: это контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Как доказывает имеющаяся практика, в ходе проведения выездных проверок нередко выявляются различные нарушения налогового законодательства, в том числе и схемы минимизации налоговых обязательств или ухода от налогов.

 

Референт государственной гражданской службы РФ 2 класса
Н. Кубаева

По информации УФНС России по Белгородской области