В настоящее время налоговыми органами проводится активная работа с организациями, ведущими деятельность с убытками.
Отражение убытка в налоговой отчетности еще не свидетельствует о том, что организация нарушает налоговое законодательство. Организации находящиеся только в начале становления и развития, объективно имеют существенные расходы, которые не покрываются получаемыми доходами, что приводит к убыткам и отсутствию налоговой базы по налогу на прибыль. Есть и другие "законные" причины получения убытков, например освоение новых технологий, вложение свободных денег в инвестиционные и инновационные проекты, не давшие пока еще положительных результатов.
Большая часть убыточных организаций отражает убытки неправомерно: допускает ошибки при исчислении налоговой базы, использует схемы минимизации налогов или ухода от их уплаты, скрывает выручку, необоснованно завышает расходы и т.д.
Цель вызова руководителей убыточных организаций на комиссии налоговых органов заключается прежде всего в выяснении источников поддержания жизнедеятельности "нежизнеспособной" организации, проверке достоверности указываемой в декларации суммы убытка. Особое внимание уделяется фирмам, заявляющим убытки на протяжении нескольких налоговых периодов ("хронически" убыточным), что несвойственно предпринимательской деятельности. Отбор проводится по критериям, которые косвенно могут свидетельствовать о том, что убыточные организации не отражают обороты от реализации, а именно:
- выявление несоответствия выручки в бухгалтерской и налоговой отчетности;
- рост дебиторской и кредиторской задолженности при снижении выручки от реализации;
- превышение доли вычетов по НДС над средними показателями.
Выбирая претендента для вызова на комиссию налоговым органом проводится предпроверочный анализ данных из внутренних и внешних источников. Своевременно направленные запросы в таможенные органы, банки, пенсионные фонды, обобщение полученной информации, проведение всестороннего анализа - вот инструменты, позволяющие обоснованно оценить реальное финансово-хозяйственное состояние убыточной организации.
Помимо "досье" на саму убыточную организацию собираются данные об имущественном состоянии руководителя (его заместителя, главного бухгалтера, учредителя, собственника фирмы). Вызванный на комиссию руководитель убыточной организации, как правило, затрудняется пояснить, на какие средства ему удалось приобрести дорогую недвижимость или иномарку, работая долгое время в убыточной фирме (где зачастую официальная заработная плата весьма низкая).
Если после получения приглашения руководители организаций, не являются на комиссию, такие работодатели, привлекаются к ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ.
Результатом работы комиссий по легализации объектов налогообложения может явиться подача искового заявления в арбитражный суд о ликвидации убыточного акционерного общества, стоимость чистых активов которого меньше зарегистрированного уставного капитала (в целях сокращения количества убыточных организаций). В ходе работы комиссии выявляются, причины неверного формирования плательщиками финансового результата. К основным нарушениям можно отнести:
- отражение в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, сумм документально неподтвержденных затрат;
- неотражение в составе доходов субсидии на покрытие разницы в тарифах на оказанные услуги;
- неверное определение стоимости незавершенного строительства;
- включение в состав убытков организации, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, убытков от совместной деятельности;
- занижение цены на оказываемые услуги по переработке давальческого сырья.
Результативность работы комиссий заключается в самостоятельном (после вызова руководителя на комиссию) представлении убыточными организациями уточненных деклараций, в которых не только уменьшена сумма ранее заявленных убытков, но и показана прибыль и уплачен налог. Если вызов руководителя на комиссию не приведет к желаемому результату, как правило, последует выездная налоговая проверка убыточной организации.
Выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Цель определена Налоговым кодексом РФ: это контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Как доказывает имеющаяся практика, в ходе проведения выездных проверок нередко выявляются различные нарушения налогового законодательства, в том числе и схемы минимизации налоговых обязательств или ухода от налогов.
Референт государственной гражданской службы РФ 2 класса
Н. Кубаева
По информации УФНС России по Белгородской области
Лучше бы госпожа референт рассказала, что делать в тех случаях, когда на доверительную беседу в налоговую приглашают глав.буха заказчика-застройщика и объясняют ему, что убытков быть не должно, и вынуждают отнести текущие расходы на 97-й счет. А потом, когда объект завершен строительством и сдан в аренду, не разрешают уменьшить выручку на убытки прошлых лет, которые не показаны в декларациях.
Шевцова Т.В.
заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, РНК 8/2008
Итоги контрольной работы за 2007 год
--------------------------------------------------------------------------------
Подводя итоги контрольной работы за 2007 год, ФНС России подтвердила, что и в 2008 году намерена уделять особое внимание только тем налогоплательщикам, которые входят в зону риска. Это организации, показатели которых отклоняются от опубликованных общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Какие правила нужно соблюдать, чтобы оказаться в зоне налоговой стабильности, читайте в статье.
Основная функция Федеральной налоговой службы — контроль и надзор за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Сегодня налоговые органы стремятся решать эту задачу не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика. С этой целью в мае 2007 года была утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок, которая предусматривает новый подход к отбору объектов для проведения выездных контрольных мероприятий. Кроме того, были разработаны и опубликованы 11 критериев оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами при формировании планов выездных проверок.
Таким образом, декларируя процесс планирования как открытый процесс и публикуя критерии риска, по которым проводится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая служба озвучила некие правила и ориентиры. При их соблюдении плательщик получает зону налоговой стабильности. В подтверждение серьезности намерения ФНС России сосредоточить внимание на работе только с налогоплательщиками, вошедшими в зону риска, можно привести данные планов выездных проверок на 2008 год, 90% которых сформированы из организаций, чьи показатели отклоняются от опубликованных критериев.
Открытый процесс планирования налоговых проверок и доступность информации о критериях отбора дает возможность руководителю любой организации с помощью названных критериев самостоятельно оценить свои риски и взглянуть на свой бизнес глазами налогового инспектора, проанализировать результаты хозяйственной деятельности с точки зрения возможных последствий налогового контроля.
Важен системный подход к контрольной работе
Необходимо отметить, что реализация системного подхода в контрольной работе дает результат не только в виде доначислений конкретному налогоплательщику. Так, еще в 2005 году были проанализированы финансовые и налоговые показатели по отраслевому признаку. Тогда внимание ФНС России привлекли финансовые показатели по строительной отрасли. При общей тенденции роста цен на недвижимость представители отрасли нередко оказывались либо убыточными, либо низкорентабельными. При налоговой проверке крупной строительной организации, показатели которой свидетельствовали о принадлежности этого плательщика к группе риска, были выявлены налоговые правонарушения на сумму более 1 млрд. руб. Качество собранной доказательной базы позволило отстоять позицию налогового органа в суде. В результате другие представители отрасли, применявшие аналогичные методы минимизации налоговой базы, по-своему отреагировали на созданный прецедент — скорректировали налоговую нагрузку и увеличили текущие налоговые платежи в бюджет (рис. 1).
{PIC_1}
Такой же волновой эффект наблюдался и в нефтяной отрасли после проверки одного из крупных налогоплательщиков.
На сегодняшний день у налогоплательщиков есть выбор: или показать адекватную налоговую нагрузку и выйти из зоны риска, или ждать налоговую проверку. Анализ налоговых поступлений, проведенный в 2007 году, привлек внимание налоговых органов к отрасли торговли (рис. 2). Об отнесении этой отрасли к зоне риска свидетельствуют и результаты работы комиссий в регионах.
{PIC_2}
Приведенные на рис. 3 показатели подтверждают, что в 2008 году торговые организации находятся в зоне налогового контроля.
{PIC_3}
Многие приняли правила, предложенные службой
Подводя итоги прошедшего года, можно однозначно утверждать, что выбранная политика открытого процесса планирования выездных налоговых проверок оправдала себя. Многие налогоплательщики поняли и приняли предложенные правила. Например, если в 2006 году было представлено 416 тыс. уточненных деклараций на сумму 18 млрд. руб., то в 2007 году представлено 913 тыс. деклараций, а сумма самостоятельно уточненных обязательств составила 84 млрд. руб. (рис. 4).
{PIC_4}
Анализ уточненных налоговых обязательств показывает, что основная сумма — более 72 млрд. руб., или 86%, — это уточнения после направления плательщику уведомления о представлении пояснений, которые налоговые органы просили представить в ходе камеральной проверки. Лишь 12 млрд. руб. (14%) было уточнено в ходе выездных проверок.
Профессиональная работа аналитиков и владение информацией баз данных ФНС России позволяют вести аргументированный диалог с налогоплательщиками и обеспечивать своевременное поступление налогов в бюджет без отвлечения времени и сил на судебные разбирательства. В свою очередь своевременное уведомление налогоплательщиков о возможных налоговых нарушениях позволяет им избежать излишнего начисления пеней и штрафов за длительный период по результатам выездной налоговой проверки.
Работа комиссий по легализации налоговой базы
С целью мотивации налогоплательщиков к добровольному отказу от минимизации налоговых платежей, а также учитывая, что налог на прибыль и НДФЛ обеспечивают более 77% поступлений доходов региональных бюджетов, налоговая служба организовала в регионах работу комиссий по легализации налоговой базы, включающую выявление теневой заработной платы, и работу с убыточными организациями (рис. 5).
{PIC_5}
По данным Росстата, доля скрытой оплаты труда в 2004 году составляла 25,4%, в 2005—2006 годах — 26,9%. Налоговая база по ЕСН (в сопоставимых условиях 2003 года) на протяжении 2003—2006 годов оставалась на уровне 2,7 трлн. руб.
По информации ФНС России, 21% организаций в 2006 году были убыточными. С учетом организаций, декларирующих нулевые результаты финансово-хозяйственной деятельности, этот показатель составляет 49%. То есть почти половина организаций в России не платит налог на прибыль, что для экономических интересов Российской Федерации недопустимо.
Оценка риска сокрытия заработной платы проводилась исходя из сопоставления среднемесячной заработной платы работников со средним уровнем зарплаты по видам экономической деятельности (ВЭД). Кроме того, созданные комиссии на плановой основе исследовали причины убыточности предприятий и перспективы оздоровления их финансово-хозяйственной деятельности. В 2007 году в зоне риска оказалось около 400 тыс. организаций, уровень оплаты труда в которых был ниже среднего по ВЭД, а также 215 тыс. убыточных организаций, по которым общая сумма заявленных убытков составила свыше 350 млрд. руб.
Как уже отмечалось, анализ отраслевой структуры отобранных налогоплательщиков показал, что их наибольший удельный вес с риском сокрытия заработной платы приходится на долю предприятий розничной и оптовой торговли, обрабатывающих производств, предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом (рис. 3). В этих же отраслях экономики наблюдалось наибольшее количество убыточных организаций. В результате проведенной работы на начало 2008 года свыше 80% налогоплательщиков повысили заработную плату до среднего уровня по ВЭД и выше. Работа комиссий оказала благоприятное воздействие на ускорение темпов роста заработной платы наемных работников и поступление налогов в бюджетную систему РФ. В 2007 году темп роста фонда заработной платы составил 128%, тогда как в 2003—2006 годах он не превышал 125% (рис. 6).
{PIC_6}
Одновременно был отмечен высокий рост поступлений НДФЛ и ЕСН (рис. 7). За 2007 год темп роста поступлений НДФЛ составил 136%, ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 128%. Ускорение темпа роста поступлений НДФЛ, ЕСН и зарплаты во многом достигнуто в результате работы комиссий по легализации теневой зарплаты.
{PIC_7}
По данным статистической налоговой отчетности (форма № 5-П) удельный вес убыточных организаций среди плательщиков налога на прибыль снизился с 21% по итогам 2006 года до 17% согласно данным за девять месяцев 2007 года.
В прошедшем году налоговыми органами было приглашено на заседания комиссий более 145 тыс. руководителей убыточных организаций. Около 40% налогоплательщиков представили пояснения о причинах убыточной деятельности, и в ряде случаев они были приняты. Однако большинство налогоплательщиков, проведя аудит своей финансово-хозяйственной деятельности, представили уменьшение убытков на 50 млрд. руб. и заявили прибыль. Рост налоговой базы по налогу на прибыль за 2007 год по сравнению с аналогичным периодом 2006 года составил 35%, или 1,6 трлн. руб., а общая величина налоговой базы за прошедший год достигла 6,3 трлн. руб.
Общие результаты работы комиссии в 2007 году — 75 млрд. руб. дополнительных поступлений в бюджет (см. таблицу).
Таблица. Дополнительные поступления налогов по результатам деятельности комиссии за 2006 и 2007 годы
2006 год
2007 год
Изменения
абсолютно (+, –)
%
Дополнительное поступление налогов по результатам деятельности комиссии, млн. руб., в том числе
29 354
75 256
45 902
256,4
ЕСН
10 794
26 182
15 388
242,6
взносы на ОПС
6108
11 730
5622
192,0
НДФЛ
8775
25 687
16 912
292,7
налог на прибыль
1697
4900
3203
288,7
НДС
1788
6366
4578
355,9
УСН
192
391
199
203,9
Работа по легализации заработной платы оказала существенное влияние и на легализацию трудовых отношений. А это прежде всего социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение. То есть эффект от контрольной работы — это еще и социальные гарантии государства.
Таким образом, использование аналитических инструментов контроля, разъяснительная работа и диалог с налогоплательщиками становятся действенным механизмом, обеспечивающим своевременное поступление налогов в бюджет (рис. 8).
{PIC_8}
На рис. 8 виден значительный рост в 2007 году доли результатов аналитической работы в общих результатах контрольных мероприятий. Такой подход к организации работы налоговых органов позволяет реализовать еще одну основную задачу — сконцентрировать контрольную работу на зонах риска.
Повысилась эффективность выездных проверок
Анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, соотнесение данных с критериями риска, пояснения налогоплательщика или отсутствие таковых, информация из различных ведомств и баз данных ФНС России позволяют с высокой долей вероятности определить налоговые риски и круг налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, и именно здесь нужно сконцентрировать усилия налоговиков, занимающихся выездным контролем. Такой подход позволяет повысить эффективность и качество выездных проверок. На рис. 9 видно, что на протяжении ряда лет сложилась устойчивая тенденция снижения количества выездных налоговых проверок: за четыре последних года количество проверок снизилось в три раза. Их эффективность возросла в четыре раза (рис. 10). В 2007 году доначисления на одну проверку составили 3,7 млн. руб.
{PIC_9} {PIC_10}
Если говорить о результативности выездных проверок, то также наблюдается устойчивая тенденция роста. В 2007 году она составила 97% (рис. 11).
Сокращается количество так называемых тематических проверок, что, с одной стороны, свидетельствует о комплексном подходе налоговиков к организации проверки, а с другой — снижает нагрузку на бизнес. Если в 2006 году было проведено 56 тыс. таких проверок, то за 2007 год всего 17 тыс. В конечном итоге ФНС России будет стремиться к минимизации данного вида проверок.
{PIC_11}
Кроме того, доказательством повышения эффективности контрольной работы является снижение количества низкорезультативных выездных проверок. Например, в 2004 году был проведен анализ сумм, доначисленных по выездным проверкам. Выяснилось, что более 35% проверок (или одна треть) проводилось с результатом до 5 тыс. руб. Подобные результаты могут быть получены лишь в двух случаях: либо это немотивированный выход к налогоплательщику, который в полном объеме несет свои налоговые обязательства, и тогда не имеет смысла проверять его, либо безграмотность и непрофессионализм проверяющих. И то и другое недопустимо.
Итоги 2007 года свидетельствуют о кардинальном изменении подходов к отбору объектов проверки.
Рост эффективности и результативности налоговых проверок при одновременном снижении их количества свидетельствует не только о качестве планирования и аналитической работы. Это и подтверждение того, что ФНС России удается обеспечивать высокое качество самих мероприятий налогового контроля. Так, сбор более полной и качественной доказательной базы по выявленным налоговым правонарушениям является определяющим фактором положительной динамики выигранных налоговыми органами судебных споров. А ведь стадия судебного разбирательства считается одной из самых ответственных в процессе работы налоговых органов. Она объективно показывает, насколько качественно проведены контрольные мероприятия (рис. 12).
Из общей суммы рассмотренных исковых требований (а в 2007 году это почти 900 млрд. руб.) сумма удовлетворенных требований в пользу налоговых органов составила 602 млрд. руб., или 67% (в 2006 году данный показатель составлял 52%).
Нельзя не отметить и положительную тенденцию показателя взыскания начисленных сумм по результатам налоговых проверок. В 2007 году поступления по результатам контрольной работы составили 284 млрд. руб., или 44% от доначисленных сумм (рис. 13).
Как повысить качество контрольной работы
У ФНС России есть нереализованный потенциал в части роста качества контрольной работы. Причем речь идет не только о результатах налоговых проверок. Ведь качество работы налоговых органов это:
— предсказуемая грамотная налоговая политика;
— снятие бюрократических барьеров для налогоплательщиков;
— разъяснительная работа и ответственность за принятые решения.
Для обеспечения дальнейшего роста эффективности контрольной работы налоговых органов руководством ФНС России было принято решение о реорганизации центрального аппарата. Сегодня в налоговой службе нет узкой специализации управлений по налогам. Например, все методологические управления и управление налогового аудита объединены в управление налогообложения. Цель такой реструктуризации — обеспечить более профессиональную методологическую поддержку в работе с налогоплательщиками как с объектом контроля, не замыкаясь на контроле отдельно взятого налога или декларации.
Кроме того, работа с жалобами налогоплательщиков даст управлению налогообложения дополнительную возможность оценить, какие вопросы чаще всего вызывают споры, какие из них недостаточно разъяснены ФНС России, в каком регионе требуется провести обучающий семинар и восполнить пробелы в профессиональной подготовке сотрудников налоговых органов, а также выявить, где налоговые органы проявляют формальный подход к работе.