Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова вчера напомнила, что пришла на этот пост из министерства финансов, где работала заместителем Алексея Кудрина. Она продемонстрировала, что, несмотря на общую, так сказать, "финансовую близость" с г-ном Кудриным (в Минфине они считались единомышленниками), все-таки имеет свой собственный взгляд на налоговую политику и все активнее раздающиеся призывы ее изменить.

После вчерашнего заседания правительства, где Татьяна Голикова отчитывалась по делам Минздравсозразвития, она затронула в разговоре с журналистами одну из самых болезненных тем российской экономики - проблему пенсионной реформы. Говоря о сбалансированности бюджета Пенсионного фонда в долгосрочной перспективе, г-жа Голикова отметила, что он должен быть максимально независим от федерального бюджета. И сейчас внутри кабинета идет дискуссия, как этого достичь. "Есть закрытые этапы, - призналась министр. - Нам нужны серьезные расчеты на перспективу не до 2020 года, а до 2050-го". Однако пообещала, что "не за горами то время, когда все будет предъявлено публике".

Тем не менее, г-жа Голикова чуть-чуть приоткрыла завесу тайны и вкратце рассказала о некоторых предложениях - они впрямую касаются как раз налоговой системы. По мнению министра, если с Единым социальным налогом в ближайшее время ничего не делать, он резко потеряет эффективность. Оставляя ЕСН основным источником наполнения Пенсионного фонда, по мнению г-жи Голиковой, этот налог необходимо индексировать уже с 2009 года. Тут г-жа Голикова специально оговорилась, что речь "не идет об увеличении нагрузки на работодателя". По ее словам "увеличение ставки ЕСН возможно только в увязке с одновременным снижением НДС". И делать это "нужно в конце 2008 года. В худшем случае, в начале 2009-го. А реализовывать не позднее 2010 года".

Бесстрашный министр высказала еще одну смелую на фоне нынешней нешуточной на самом высоком уровне налогово-политической полемики мысль. На вопрос, с чем она будет увязывать повышение ЕСН, если НДС будет заменен на налог с продаж, Татьяна Голикова ответила: "Я думаю, этого не произойдет никогда". Показалось, что она сейчас скажет: "Слава, Богу!".

Татьяна Голикова вполне откровенно прокомментировала и другие "опасные" в нынешний переходный период темы. Затянувшееся неназначение главы Пенсионного фонда после принятой еще в январе отставки прежнего главы ПФР Геннадия Батанова она объяснила необходимостью сначала изменить структуру управления, а потом уже искать под нее руководителя.

К судьбе собственного ведомства Татьяна Голикова подходит рационально: "Это будет только моя точка зрения. Я считаю, что в 2004 году была совершена ошибка при слиянии медицины и сферы социального развития. Но сегодня, когда функции все переплелись, переплелись структуры - департаменты, агентства, было бы неэффективно это разделять. Целесообразнее было бы сохранение министерства".

На вчерашнем заседании правительство обсуждало не только отчет Минздравсоцразвития. Было решено выделить вдвое больше денег, чем предполагалось изначально, на программу воспроизведения минерально-сырьевой базы до 2020 года, предложенную в новом варианте Министерством природных ресурсов - 544 млрд рублей вместо 261 млрд. По словам премьера Виктора Зубкова, это даст прирост запасов нефти, газа и угля на 3 млрд тонн.

Выступавший с докладом на эту тему министр природных ресурсов Юрий Трутнев особое место отвел геологоразведочным работам. "Недофинансирование геологоразведки - это угроза экономике России и даже ее безопасности", - заявил он. И сообщил, что необходимо увеличить финансирование разведки уже с будущего года, а не 2010-го, как планировалось. На это уйдет 253 млрд рублей (практически по 20-22 млрд в год, для сравнения в 2004 году было 200 млн рублей).Он также потребовал приостановить приватизацию оставшихся геологоразведочных предприятий.

Г-н Трутнев в очередной раз подтвердил журналистам неизменность своей позиции по Чаяндинскому месторождению: "Мы считаем, что нужно проводить конкурс". Известно, что оппоненты министра, ссылаясь на то, что Чаянда признана стратегическим месторождением, настаивают на ее передаче "Газпрому" прямым распоряжением правительства без аукциона или конкурса.