Власти сочли важным сохранить в открытом доступе данные, которые могут повлиять на принятие инвестиционных решений.

ЦБ и Минфин определились с тем, какие данные компаниям лучше раскрывать, несмотря на санкционные риск, следует из информационного письма регуляторов, которое опубликовано на сайте министерства. Они посчитали, что лучшей практикой для публичных компаний было бы исключение из публикуемой ими информации наиболее критичных и создающих санкционные риски сведений, с одновременным сохранением в открытом доступе информации, которая может повлиять на принятие инвестиционных решений. И дали подробный список данных, сокрытие которых считают нежелательным.

К такой информации относятся данные: 

  • о созыве и проведении общего собрания акционеров эмитента, о его результатах и решениях; 

  • о решениях, принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента; 

  • о реорганизации или ликвидации обеспечителя по облигациям эмитента; 

  • о появлении у эмитента или обеспечителя признаков банкротства, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; 

  • о дате, на которую определяются лица, имеющие право на осуществление прав по ценным бумагам эмитента; 

  • о принятии решения о приобретении эмитентом размещенных им ценных бумаг; 

  • о неисполнении обязательств эмитента перед владельцами его ценных бумаг, а также об изменении общего количества облигаций, обязательства по досрочному погашению которых не исполнены; 

  • о поступившем эмитенту добровольном, в том числе конкурирующем, или обязательном предложении о приобретении его ценных бумаг, об изменениях, внесенных в указанные предложения, а также о поступившем эмитенту уведомлении о праве требовать (требовании) выкупа ценных бумаг эмитента; 

  • о приобретении лицом права распоряжаться более 30% голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал эмитента; 

  • о получении (прекращении) эмитентом права распоряжаться более 50% голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам; 

  • о совершении эмитентом или подконтрольной ему организацией крупной сделки; 

  • о возникновении или прекращении у владельцев облигаций эмитента права требовать от эмитента досрочного погашения принадлежащих им облигаций эмитента; 

  • о проведении и повестке дня общего собрания владельцев облигаций эмитента (ОСВО), о решениях, принятых ОСВО, а также об объявлении ОСВО несостоявшимся; 

  • о заключении эмитентом соглашения о новации или предоставлении отступного, влекущего прекращение обязательств по его облигациям; 

  • о возникновении у владельцев конвертируемых ценных бумаг эмитента права требовать от эмитента конвертации принадлежащих им конвертируемых ценных бумаг эмитента. 

Помимо рекомендаций, ЦБ и Минфин указали на некорректные практики сокрытия информации, среди которых выделили акты, где не упоминаются идентификационные признаки, позволяющие определить конкретное лицо. Также некорректным признано нераскрытие результатов проведения собраний  органов управления, информации о видах вознаграждений, выплаченных органам управления, и их размеров.  Туда же вынесены сведения о решениях, принимаемых органами управления. 

Ненадлежащей практикой применения постановления сочли ограничение раскрытия информации о совершаемой эмитентом или его подконтрольной организацией сделке. Для эмитентов, осуществляющих деятельность оборонного или стратегического назначения также признали некорректным сокрытие полностью данных о финансово-хозяйственной деятельности, сокрытие информации об осуществлении деятельности на территории Луганской и Донецкой Народных Республик, в Крыму, Запорожской и Херсонской областях. 

ЦБ и Минфин обращают внимание на ограничение эмитентом раскрытия информации, связанной с его ценными бумагами, а именно:

  • об идентификационных признаках ценных бумаг,

  • их номинальной стоимости;

  • о собственных акциях, выкупленных акционерным обществом у акционеров для последующей продажи или погашения;

  • о начисленных или выплаченных доходах по ценным бумагам, иных выплатах, причитающихся владельцам ценных бумаг;

  • о намерении исполнить обязанность по осуществлению выплат по облигациям, права на которые учитываются в реестре владельцев ценных бумаг;

  • о неисполнении обязательств эмитента перед владельцами его ценных бумаг, указано в документе.

Кроме того, эмитенты некорректно скрывают данные об инвестициях в недвижимое и иное имущество, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода, а также в драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности. 

С июля 2023 года компании обязаны следовать постановлению правительства РФ №1102 от 4 июля 2023 года, которое отменило мораторий на раскрытие корпоративной информации, введённый в марте 2022 года. Теперь эмитенты снова обязаны раскрывать данные о себе, но им предоставлено право не публиковать некоторые «чувствительные сведения» из-за риска санкций.

Банк России ранее уже высказался о необходимости увеличения объема раскрытия информации об эмитентах и предложил существенно сократить перечень эмитентов, которые имеют право пользоваться послаблением в части раскрытия информации миноритарным акционерам. По словам директора департамента корпоративных отношений ЦБ Екатерины Абашеевой, примерно половина компаний, вышедших на публичный рынок в 2023 и 2024 годах, и так или иначе ограничивают раскрытие информации. В частности, ЦБ предлагает обсудить возможность поддержки компаний, наилучшим образом раскрывающих информацию о своей деятельности. Она же предложила создать единую базу об эмитентах, где инвестор сможет найти все необходимую актуальную информацию о любой компании, в том числе финансовые показатели. 

К тому же, еще в мае 2024 года председательница ЦБ Эльвира Набиуллина предлагала обособить бумаги тех эмитентов, которые раскрывают информацию о себе ниже определенного минимума, но сохранить их в котировальных списках. Впрочем, по ее словам, параметры этого минимума еще предстоит выработать, а единственным ограничением, названным регулятором для таких инструментов, окажется невозможность их покупки неквалифицированными инвесторами без прохождения тестирования.