Как действует конвенция об ограничении льгот при применении СОИДН, рассказала ФНС

Причем, применение упрощённого положения об ограничении льгот с 8 августа 2023 года осталось актуальным только в отношении соглашений, заключённых Россией с Индией, Казахстаном, Чили, а с 1 января 2025 года будет применяться также в отношении соглашения с Мексикой.

ФНС рассказала о существовании многосторонней конвенции, которой установлено применение упрощённого положения об ограничении льгот. Конвенция была подписана в 2016 году. Учитывать её нужно при применении соглашений об избежании двойного налогообложения. Упомянутое положение является сводом условий, и если получатель дохода не удовлетворяет этим критериям, то не имеет права на льготу по СОИДН.

В целом положение применяется только к договорам с определёнными странами, в частности – к российско-греческой конвенции, к российско-датской конвенции, к соглашениям с Индией, с Исландией, с Казахстаном, с Мексикой, с Норвегией, Словакией, Чили. Но, поскольку соглашение с рядом этих стран приостановлены указом российского президента (а затем и законом), применение упрощённого положения об ограничении льгот с 8 августа 2023 года осталось актуальным только в отношении соглашений, заключённых Россией с Индией, Казахстаном, Чили, а с 1 января 2025 года будет применяться также в отношении соглашения с Мексикой.

Возможность применить любую льготу по СОИДН, в том числе, статью 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" (напомним, что в прошлом году ФНС разъясняла очередность предоставления льгот в зависимости от вида доходов), имеют квалицированные лица, которые указаны в пункте 9 статьи 7 упомянутой многосторонней конвенции. Вместе с тем, если лицо не является квалифицированным, оно, тем не менее, имеет право применить льготу по СОИДН в случае выполнения критерия активной деятельности, условия которого предусмотрены пунктом 10 статьи 7 конвенции. При невыполнении этого критерия применение льготы также возможно при выполнении критерия эквивалентного бенефициара (о них – подпункт 11 статьи 7 конвенции).

Если ни одно из этих условий не выполняется, то компетентный орган РФ (Минфин) может, тем не менее, предоставить льготы по СОИДН, на которое распространяется конвенция, если резидент докажет, что ни его создание, ни его приобретение или содержание, ни проведение его операций, не имели как одну из своих основных целей получение льгот. В этой связи при наличии документа, свидетельствующего, что Минфином предоставлено право иностранному получателю дохода на применение льготы по СОИДН, применение такой льготы является правомерным.

ФНС  поручила территориальным налоговым органам при анализе трансграничных операций разбираться, корректно ли применяется СОИДН, в том числе, с учетом вышеуказанных условий. При контроле за применением льгот по СОИДН необходимо исследовать:

  • документы и сведения, указанные в пункте 1 статьи 312 НК;
  • документы и сведения о соответствии иностранного получателя условиям применения Упрощенного положения об ограничении льгот (письмо от 6 августа 2024 года N ШЮ-4-13/8897@).

В прошлогоднем письме, посвященном применению СОИДН, налоговая служба также разъясняла, что положения соглашений об ИДН могут только улучшить положение налогоплательщика: если по СОИДН ставка выше, чем предусмотрена НК, то применяется ставка по НК.