В Госдуму группой депутатов внесен законопроект, отменяющий НДС при продаже дилерами подержанных автомобилей, приобретаемых у граждан в счет новых (метод трейд-ин). По замыслу авторов новация позволит повысить прозрачность рынка подержанных автомобилей и позволит автодилерам предоставлять своим клиентам более качественный сервис. Правительство уже поддержало законопроект, поскольку предложенная налоговая льгота не сократит сборы НДС, наоборот, за счет вытеснения схем увеличит его поступления.

Cейчас 18% НДС при таких операциях фактически взимается дважды. Первый раз это происходит при продаже нового автомобиля дилером, второй - при перепродаже через него уже подержанного авто.

Из-за этого торговля бывшими в употреблении машинами ушла в зону теневой торговли - комиссионных продаж или оформлений по доверенности (НДС при этих операциях не возникает, так как они осуществляются между физическими лицами). В результате бюджет лишается налогов, которые могли бы уплачиваться, если бы сделки проводились через дилеров - юридических лиц.

Для исправления ситуации законопроект предлагает при реализации автомобилей, c момента выпуска которых прошло более трех лет, взимать НДС не со всей стоимости транспортного средства, как сейчас, а лишь с разницы между ценами его выкупа и последующей продажи. Другими словами, налог предложено брать лишь с надбавки дилера к цене, по которой он выкупил машину у физического лица.

Если законопроект будет принят, сектор продаж б/у машин получит такую же динамику развития, какая сейчас наблюдается у рынка новых автомобилей. Оборот рынка подержанных автомобилей, продаваемых без участия официальных дилеров оценивается на уровне $15-25 млрд. Часть этого объема "серых" продаж автодилеры рассчитывают "перетянуть" на себя, предложив клиентам новые услуги. Сейчас, не выкупая подержанный автомобиль в собственность, автосалоны не могут проводить полноценную предпродажную подготовку и давать гарантию на него. Программы гарантий на подержанные автомобили, уже разработанные многими производителями (в частности, AUDI и Nissan), до сих пор не реализовывались, в основном именно из-за наличия НДС при трейд-ин.