Верховный суд указал, что возможность принять этот налог к вычету не приводит к необоснованному обогащению получателя страховой выплаты.
Организация застраховала своё имущество от всех рисков. В какой-то момент на одном из участков производства произошло возгорание, было повреждено оборудование. В страховую компанию был представлен расчёт стоимости работ и замены оборудования с учётом НДС. Сумма возмещения, если следовать инструкциям ЦБ, составила 385 млн рублей.
Однако страховое возмещение выплачено только в сумме 328 млн. 57 млн составил НДС, предъявленный к оплате по всем этапам восстановительных работ. Страховая организация решила, что этот налог застрахованная фирма может принять к вычету. Соответственно, в итоге, если вы платить страховое возмещение вместе с НДС, то будет иметь место неосновательное обогащение в виде суммы, которая хотя и уплачена в адрес подрядчика, но потом может быть возвращена из бюджета.
За получением недостающей суммы страхового возмещения организации обратилась в суд, где в трёх инстанциях получила отказ. Но не остановилась на этом и обратилась в ВС. Здесь судьи указали, что страховщик не вправе отказать в страховой выплате или уменьшить её по основаниям, не предусмотренным законом или договором страхования. В данном случае таких оснований, судя по всему, не было.
Также ВС напомнил, что суммы возмещения убытков после их выплаты страховщиком включаются в состав внереализационных доходов, причём, вместе с НДС. Так что право страхователя на вычет НДС напрямую не связано с суммой компенсации убытков, полученной им в виде страхового возмещения. Других нарушений в расчёте суммы ВС не нашёл, соответственно, пришел к выводу, что у страховщика не было оснований для отказа в выплате спорной суммы (определение 305-ЭС23-14714 по делу А40-80650/2022).