ВС решил, что реорганизация в виде преобразования не прерывает исчисление дохода, а дебиторка взаимозависимых лиц при наличии у них денег - злоупотребление правом. Компании не повезло сразу в двух аспектах спора с налоговиками.
Организация была преобразована из ЗАО в ООО. Дело было в 2015 году. До реорганизации фирма получила около 6 млн рублей дохода. Доход ООО после реорганизации составил примерно 68,3 млн рублей при том, что лимит на тот год был установлен в размере 68,8 млн.
Налоговики провели выездную проверку, просуммировали доходы, полученные до реорганизации и после. Получилось превышение лимита. В итоге фирме было доначислено НДС, налога на прибыль с пенями и штрафами в общей сумме более чем на 82 млн рублей, то есть больше, чем она доходов в тот год получила.
Доход исчисляется непрерывно
В организации же предполагали, что юрлицо до реорганизации и юрлицо после – это две разные фирмы, и их доходы суммироваться не должны. Так что компания подала в суд, а судьи принимали диаметрально противоположные решения через одну инстанцию. Суд первой инстанции встал на сторону организации, апелляция, напротив, разделила мнение налоговико, кассация снова повернулась лицом к налогоплательщику. Однако Верховный суд решение окружного отменил и поддержал налоговый орган. Решение было вынесено в августе 2023 года.
При реорганизации в виде изменения организационно-правовой формы обязанности первоначального юрлица не прекращаются, а остаются за ним в том состоянии, в котором находились на момент их возникновения. При преобразовании вновь возникшее юрлицо является правопреемником реорганизованного юрлица в части исполнения обязанностей по уплате налогов. Так что в целом само по себе преобразование не влечёт налоговых последствий, кроме тех, которые прямо следуют из законодательства. Что касается целей применения УСН, то преобразование значимых последствий не влечёт, на способ исчисления доходов не влияет. В общем, обязанность по определению налоговой базы ООО за 2015 год существует без изменения с 1 января 2015 года, сохраняется порядок исчисления налогов, который применялся ЗАО.
Если бы это было не так, то фирмы могли бы многократно в течение года менять организационно-правовую форму и начинать исчисление годового дохода заново. А это не согласуется с целями данного спецрежима.
"Взаимозависимая" дебиторка – в плюс
Дело имело также и другой аспект: дебиторка, скопившаяся к концу года.
ВС указал, что ранее судебная практика исходила из того, что при кассовом методе учитываются реально поступившие доходы, а не причитающиеся фирме суммы. Прекращение обязательств зачётом – это право сторон, поэтому наличие такой возможности само по себе ещё не влечёт за собой налоговые последствия. Однако это касалось и касается случаев, когда между налогоплательщиком и контрагентом отсутствуют признаки взаимозависимости.
Само по себе применение спецрежима в виде УСН является разновидностью налоговой выгоды, поскольку направлено на уменьшение размера налоговой обязанности. При этом взаимозависимость в совокупности с иными обстоятельствами может свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды. Действия, направленные в обход установленных для УСН, ограничений могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления правом.
В данном случае имела место полная подконтрольность кредитора и дебиторов, была возможность манипулирования финансовыми потоками с целью не допустить превышения лимита по доходу для УСН. Не было установлено и найдено разумных экономических причин такого поведения, при котором расчёты по исполненному обязательствам задерживались взаимозависимыми организациями при наличии на их счетах достаточных средств.
Так что цифра в 68 млн, скорее всего, является итогом суммирования доходов, полученных кассовым методом, с дебиторкой взаимозависимых лиц, скопившейся к концу года. Даже если организация и подстраховалась на случай суммирования дохода до и после реорганизации, это не помогло, так как фирме не повезло, как говорится, абсолютно на всех фронтах.
В общем, Верховный суд в итоге оставил решение налоговиков в силе в полном объёме (дело А33-3588/2021, определение 302-ЭС23-2531). В настоящее время дело находится в президиуме ВС, который рассмотрит спор в порядке надзора.
Дело включено в обзор судебной практики за 3 квартал 2023 года, составленый ФНС и разосланный письмом от 27.10.2023 N БВ-4-7/13775@). Мы ранее рассказали и еще об одном споре из обзора: о том, как уменьшить размер субсидиарной ответственности при банкротстве после того, как налоговики выявили и пресекли дробление.
Напомним, что недавно утверждены коэффициенты-дефляторы на 2024 год: право на УСН в следующем году исчезнет при доходе 265,8 млн.