Установленный сейчас запрет на такое "почкование" мешает эффективно структурировать бизнес, считает Минюст.
В настоящее время согласно абзацу второму пункта 2 статьи 66 ГК юрлицо не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 10 закона об ООО и в абзаце третьем пункта 2 статьи 7 закона об АО.
Данные нормы ограничивают возможности по организационному структурированию бизнеса, считает Минюст. Тогда как оно могло бы быть удобным способом разделения видов деятельности, распределения сфер ответственности менеджмента.
Поэтому предлагается внести в указанные нормы изменения, согласно которым фирма может иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое юрлицо, состоящее из одного лица. Законопроект об этом вынесен на общественное обсуждение.
Чтобы избежать злоупотреблений, предусматривается, что организации, состоящие из одного лица, несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам хозобществ, единственными участниками которых они являются или являлись на дату, когда должны были быть исполнены обязательства. Эта ответственность делегируется и далее по цепочке следующих юрлиц.
Также законопроект содержит запрет контроля со стороны иностранных юрлиц в рамках цепочки фирм, состоящих из одного лица.
Кроме того, запретят совмещение одним лицом функций директора в нескольких хозобществах в рамках цепочки фирм, состоящих из одного лица.
Новые правила не будут распространяться на организации, имеющие в качестве единственного учредителя (участника) другие хозобщества, состоящие из одного лица, созданные на основании отдельных федеральных законов до дня вступления нового закона в силу. Кстати, нормы этих законов, позволяющие такое учредительство, будут признаны утратившими силу за ненадобностью.