Суды согласились с доначислением страховых взносов на выплаты, оформленные как дивиденды. Более того: при УСН прибыль не может распределяться даже и ежеквартально, следует из высказываний судов.

Учредители организации с долями по 50% числились на должностях гендиректора и главного инженера. Организация применяла УСН с объектом "доходы" и при этом в течение каждого квартала ежемесячно выплачивала своим учредителям одинаковые суммы, которые были названы дивидендами. В результате налоговой проверки инспекция доначислила страховые взносы (2,5 млн, а также пени 800 тысяч и штрафы), так как решила, что данные суммы являлись на самом деле оплатой труда, но оформлялись под видом дивидендов в целях ухода от уплаты взносов.

Организация обратилась в суд, утверждая, что инспекция не доказала, что данные лица исполняли трудовые обязанности, и не рассчитала, какие суммы относились к оплате за труд, а какие к дивидендам. Позиция инспекции лишает учредителей дивидендов, нарушая их права на получение прибыли от деятельности фирмы, а сам по себе факт получения денег от организации не подтверждает факт трудовых отношений.

Неубедительно обставили

Однако на суды трех инстанций эти аргументы впечатления не произвели. В силу совокупности законодательных норм решение о выплате дивидендов не может быть принято ранее формирования финансового результата того отчётного периода, за который дивиденды выплачиваются. При этом по уставу организации решение о распределении чистой прибыли принимается ежеквартально. Срок выплаты дивидендов решением общего собрания определён не был, а следовательно, действовала норма закона о том, что этот срок не может превышать 60 дней со дня принятия решения о распределении прибыли.

По факту выплаты производились раз в месяц (каждый месяц одного и того же квартала – равные суммы), и это было ранее формирования финансового результата по итогам отчётного периода, ранее составление протоколов внеочередных общих собраний. Средства выплачивались в течение того периода, на конец которого определялась сумма нераспределенной прибыли.

Оплата в виде конкретно зарплаты ни руководителю, ни главному инженеру не выплачивалась, так что в итоге, учитывая сроки, систематичность, условия спорных выплат, суды согласились с налоговиками в том, что это были не дивиденды.

Деньги не из прошлого

Суды отклонили также гипотезу о том, что на дивиденды направлялась нераспределённая прибыль прошлых лет. Ведь организация не доказала этого обстоятельства, не представила, в том числе, бухгалтерскую отчётность, которая позволяла бы сделать выводы о наличии нераспределённой прибыли. Кроме того, в решениях о выплатах не указано на выплату из чистой прибыли предыдущих периодов.

Напротив, налоговики нашли некие сводные таблицы, из которых следует, что при определении размера дивидендов организация учитывала доходы за вычетом расходов, полученных в текущем квартале соответствующего года. Разделить, какие суммы относятся к зарплате, а какие – к дивидендам, должна была не налоговая, вопреки утверждениям истца. Отделять мух от котлет обязана была сама организация.

Только за год

Также суды высказали мнение, что при УСН прибыль может распределяться вообще только по итогам года, потому что распределяется чистая прибыль, оставшаяся после налогообложения. Налог же уплачивается на основании данных по итогам года, тогда как поквартально уплачиваются только авансовые платежи. Соответственно, чистая прибыль при УСН не может быть определена по итогам квартала, следует из позиции судов (постановление окружного суда Ф07-568/2023 по делу А05-3395/2022).