Минфин рассказал, чем отличается ФСБУ "Инвентаризация" от действующих правил
© anekdotov.net

Например, по ФСБУ допускаются альтернативные методы определения фактического наличия объектов.

Минфин напомнил о недавнем утверждении федерального стандарта бухучета ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация", который в обязательном порядке будет применяться с 1 апреля 2025 года.

Кому не надо

ФСБУ 28/2023 не предназначен для применения организациями бюджетной сферы, не распространяется на инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней. Кроме того, в ряде актов законодательства РФ понятие «инвентаризация» используется в смысле, отличном от заложенного в закон бухучете. Например, инвентаризация источников выбросов, инвентаризация наркотических средств, инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке, проводимая налоговым органом, инвентаризация товаров, проводимая таможенниками, и другое. ФСБУ 28/2023 не предназначен для применения в таких случаях.

Общие требования

Стандартом введен ряд определений, которые ранее не формулировались:

  • объекты инвентаризации;
  • результаты инвентаризации;
  • квалификация результатов инвентаризации;
  • фактическое наличие объектов инвентаризации;
  • документы инвентаризации;
  • срок проведения инвентаризации;
  • материально ответственные лица.

Еще о теоретической части – в стандарте сформулированы общие требования к инвентаризации (до сих пор их не было):

  • полнота
  • определенность способов выявления фактического наличия объектов инвентаризации
  • документирование
  • обеспечение условий проведения инвентаризации
  • своевременность и обоснованность отражения результатов инвентаризации в бухучете.

Альтернативные способы

Теперь к практической части: стандарт предусматривает применение традиционных способов определения фактического наличия объектов инвентаризации (подсчет, взвешивание, обмер, осмотр, проверка документов, выполнение расчетов), а также допускает применение альтернативных способов (видеофиксация, фотофиксация).

Этим перечень допустимых альтернативных способов не ограничивается. Они могут применяться тогда, когда традиционные способы неприменимы или излишне затратны. Альтернативные способы должны обеспечивать выявление действительного существования объектов, оценку их состояния и обоснованности нахождения у организации. Организация самостоятельно решает, каким способом определять фактическое наличие конкретного объекта.

Документы и прочее

Стандартом не установлен состав документов инвентаризации, следовательно, этот вопрос отнесен к компетенции самой организации. Но – по действующим правилам список документов установлен, и, видимо, организации смогут продолжать оформлять те же – инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости. Требования к документам будут теми же, что и для любой другой первички, то есть – по закону о бухучете.

Оценка результатов инвентаризации производится на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (по действующим правидам такого требования нет).

Требования, установленные в разделе II ФСБУ, подлежат исполнению как при обязательном проведении инвентаризации, так и в случаях проведения инвентаризации, определяемых организациями самостоятельно. Нормы раздела III являются обязательными при проведении инвентаризации в силу требований законодательства. Однако, поскольку нормы раздела III фиксируют лучшую практику организации и проведения инвентаризации, их применение в иных случаях также целесообразно (информационное сообщение 12 апреля 2023 года № ИС-учет-44).

Минфин привел также ряд других отличий. О некоторых из них мы рассказали сразу после утверждения стандарта.