В 2023 году всем налогоплательщикам, в том числе организациям и индивидуальным предпринимателям, открыт единый налоговый счет (ЕНС), который пополняется с помощью единого налогового платежа до срока уплаты налогов. Такой механизм упрощает бизнесу расчеты с бюджетом, но практика показала, что полезная новация имеет для муниципалитетов и побочный эффект.

В январе-феврале поступления в региональные и особенно местные бюджеты существенно сократились, что обусловлено последовательностью и пропорциональностью зачисления средств в рамках единого налогового платежа.

Для устранения негативных последствий перехода на ЕНС Минфин опережающе выплачивал дотации регионам, а у субъектов появилась возможность покрывать образующиеся временные кассовые разрывы бюджетными кредитами. Об этом «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.

На заседании бюджетного комитета Совфеда 22 февраля сенаторы отметили, что недоимку в рамках единого налогового платежа по налогу на добавленную стоимость ФНС пытается закрыть с помощью НДФЛ. Сейчас в палату регионов потоком идут обращения из субъектов, в которых указывается, что в январе-феврале 2023 года наблюдалось существенное снижение налоговых поступлений в региональные и особенно местные бюджеты.

«Это обусловлено последовательностью и пропорциональностью зачисления денежных средств в рамках единого налогового платежа. Так, поступления от уплаты НДФЛ, частично учитываются в счет исполнения обязанности по уплате недоимки по НДС и иным налогам, зачисляемым в федеральный бюджет. Особенно критическая ситуация сложилась в муниципальных образованиях», — отметил Артамонов.

Ситуацию, по его словам, усугубляет и поздний срок уплаты единого налогового платежа — 28-е число, а также отсутствие у регионов и муниципальных образований информации о поступлении налоговых доходов, «необходимой для работы региональных и муниципальных межведомственных комиссий по укреплению финансовой и налоговой дисциплины». Сюда же можно отнести списание средств межбюджетных трансфертов и источников финансирования дефицита бюджета с единых счетов бюджетов в рамках механизма ЕНС.

«Наш комитет начал заниматься этими вопросами начиная с октября 2022 года и сейчас они — в центре внимания, руководство Совета Федерации в лице Валентины Ивановны Матвиенко держит их на особом контроле. Предложения комитета были включены в постановления Совета Федерации и рекомендации парламентских слушаний. Кроме того, мы создали рабочую группу по подготовке предложений по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов и в рамках этой группы с приглашением руководства Минфина, Казначейства, ФНС ежемесячно рассматриваем вопросы применения ЕНС, а также поступающие обращения субъектов Федерации», — уточнил глава комитета.

В настоящее время сенаторы предлагают рассмотреть вопрос о введении до 1 января 2025 года моратория на применение института ЕНС либо исключить возможность использования доходов от НДФЛ для погашения задолженности по другим налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы. Это объясняется тем, что НДФЛ — особый налог, плательщиками которого являются физлица, а организации лишь исполняют функции налоговых агентов.

«Также мы предлагаем установить обязанность налоговых органов в рамках механизма ЕНС предварительно информировать органы государственной власти регионов и органы местного самоуправления о суммах, которые подлежат списанию в связи с погашением задолженности с указанием конкретных налогоплательщиков для того, чтобы была возможность оперативно планировать расходы региональных и местных бюджетов», — добавил сенатор.

А чтобы комиссии по налоговой дисциплине, созданные в регионах, могли продолжить свою работу, «необходимо, чтобы они, как и ранее, получали необходимую информацию по имеющейся задолженности в разрезе налогоплательщиков», убежден парламентарий.