Речь идет о налогах, ранее платившихся другими участниками группы в рамках спецрежимов. Так решил ВС, отправляя дело о дроблении на новое рассмотрение.

ООО "Д" было частью группы, состоявшей из 22 компаний, все они применяли УСН. На ООО "Д" были возложены организационно-распорядительные функции: ведение бухучета для фирм группы, договорная и иная работа. Поэтому, вскрыв схему дробления бизнеса, налоговая доначислила налоги в рамках общего режима именно ООО "Д". Всего вышло 344 млн рублей недоимки, и еще 97 млн – пени и штрафы.

В арбитражных судах компании удалось "отбить" 45 млн рублей: суды исправили ошибки налоговиков, исключив из расчета внутригрупповые обороты. Но на этом – всё: сам по себе факт дробления доказан, поступающие извне доходы распределялись между фирмами так, чтобы не слететь с УСН. Картина очевидна.

Однако ВС все же счел необходимым скорректировать решение. ВС напомнил, что налоговики должны определять реальную налоговую обязанность и не должны требовать большего, чем если бы налогоплательщик не нарушал (напомним, что это – трендовый сейчас подход к налоговой реконструкции, который признала в том числе и ФНС).

В этой связи ВС прислушался к доводам истца и, направляя дело на пересмотр, посоветовал судам исключить из доначислений еще и суммы налогов, уплаченных ранее другими участниками группы в рамках спецрежимов. Ведь, если их доходы и расходы приписать "головной" организации, то и уплаченные ими налоги также должны считаться уплаченными этой организацией (определение 301-ЭС22-11144 по делу А43-21183/2020).

Такой подход в целом уже не нов, однако элемент новизны в том, что это высказывается в рамках первичного спора по дроблению. Напомним, прежде была немного другая ситуация: уже после завершения судов по доначислению "основной" фирме, в суд явились фирмы-сателлиты, требуя вернуть в виде "живых" денег налоги, уплаченные ими ранее. В трех арбитражных инстанциях сателлиты выигрывали, но налоговая обратилась в ВС. И – ВС отказал в возврате. Ведь бюджет не имел шансов получить деньги от "головной" фирмы: действия налоговиков ее просто добили, она обанкрочена, и имущества на полный расчет с кредиторами не хватает. Надо было сразу уменьшать доначисления на налоги, уплаченные сателлитами, указал ВС. То есть, в итоге, бюджету всё равно, сколько он недополучит от банкрота, а возвращать "живые" деньги из бюджета, конечно, не выгодно.