Проверки ККТ: каковы шансы их проведения по обращениям граждан, поданным в 2022 году
© anekdotov.net

Шансы есть, если нарушение вредит охраняемым законом ценностям, но при этом - проверить нарушителя смогут лишь после снятия моратория. Что относится к этим ценностям? И почему некоторые представители крупного бизнеса откровенно злоупотребляют и при этом чувствуют себя безопасно?

ФНС выпустила письмо в стиле "до" и "после". В части, касающейся "до", рассказала, как ранее строилась работа с обращениями граждан по нормам закона о госконтроле (надзоре). Однако в этом году существует мораторий на проверки, и в части "после" ФНС раскрыла информацию о том, что в этом году жалобы граждан на нарушения в сфере ККТ почти бесполезны. Хотя и не совсем.

Охраняемая законом или нет?

Налоговая служба в письме везде упоминает: результативным обращение может быть, если имеет место вред охраняемым законом ценностям или риск причинения такого вреда. Упомянутый закон (если не брать во внимание мораторий) предусматривает такое основание для проверки, как наличие у соответствующего органа сведений о причинении вреда этим ценностям или о такой угрозе. Эти сведения согласно нормам этого же закона могут быть получены, в том числе, от граждан по их обращениям. Иных подобных оснований не предусмотрено. Кстати, если личность гражданина не установлена, то никаких последствий для нарушителя не будет. То есть – анонимки не принимаются.

Охраняемые законом ценности:

  • жизнь и здоровье граждан
  • права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество
  • сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение
  • поддержание общественной нравственности
  • обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора
  • единство экономического пространства
  • свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств
  • поддержка конкуренции
  • свобода экономической деятельности.

Всё! Перечень закрытый. Это установлено документом под названием "Базовая модель определения критериев и категорий риска", который принимался в целях применения риск-ориентированного подхода при госконтроле.

То есть, как бы получается, что даже и до моратория не любое обращение (даже не анонимное) в силу закона могло привести к проверке.

Вместе с тем, имеются основания полагать, что ранее – до моратория – это понятие трактовалось в расширенном смысле. Известны случаи, когда проверки проводились после поступления обращения гражданина о выдаче кассового чека с нарушениями. Например: чек выдан через 40 секунд после совершения расчета, гражданин пожаловался, налоговая отреагировала. Позднее фирме удалось оспорить штраф в суде, но, тем не менее – по этому и другим подобным фактам проверки были, и штраф изначально выписывался.

Таким образом, можно сделать вывод, что по факту ранее к охраняемым законом ценностям на практике относили в том числе и просто нарушение требований законодательства, которое никак не несёт угрозы для перечисленных выше ценностей. ФНС в своем письме не расшифровывает, что, по ее мнению, к ним относится, так что нет полной ясности в вопросе о том, на какой тяжести нарушение в сфере ККТ налоговики обязаны реагировать, и есть ли вообще такая градация. Кстати, на будущее бизнес может взять эту информацию на вооружение в качестве "лазейки" – ведь прессинг и правда бывал чрезмерным (пример1, пример 2).

Мораторий – простор для "творчества"

В этом году – другая крайность. Постановление о моратории на проверки на 2022 год содержит весьма узкий перечень оснований, при которых допускается возможность проведения контрольных мероприятий. И обращения граждан в этом списке не значатся! То есть, налоговики буквально не обязаны в текущем году реагировать на обращения граждан и вследствие них начинать проверки ККТ.

Надо отметить, что власти ранее искали обходные пути. Например, ФНС высказывала мнение, что реакция на обращения граждан в этом году возможна. Но: это будет не проверка, а некие "соответствующие мероприятия". Минэк не видит препятствий ни для выездных обследований, ни для контрольных закупок. Обследование возможно по письму из ФНС России, где конкретный нарушитель может быть даже и не назван, а только критерии. Все это теоретически может привести к штрафам.

Но, как показывает практика, все эти обходные маневры не работают. С одной стороны, конечно, хорошо – бизнес лишний раз не кошмарят. Но при этом упомянутые "соответствующие мероприятия", по-видимому, не способны привести к исправлению нарушений. Ведь некоторые представители бизнеса мораторием откровенно пользуются и, можно даже сказать, злоупотребляют.

Например, как известно, сеть супермаркетов "Виктория" по всей стране под видом маркетинговой акции "экономим бумагу, сохраняем леса" абсолютно открыто практикует невыдачу чеков! Чек выдаётся только в том случае, если на вопрос кассира о необходимости выдачи чека покупатель ответил положительно. Кассиры при этом даже и не подозревают, что это – явное нарушение требований закона. В некоторых отдельных случаях кассиры уже настолько привыкли не выдавать чеки, что даже и вопроса не задают. На покупателей, требующих чек, реагируют недоброжелательно.

Не исключаем, что на самом деле на каком-то мелком бизнесе упомянутые "соответствующие мероприятия" все же отрабатываются. Но крупняк, как видим, неприкосновенен.

Отголоски "ленточных" проблем

На всякий случай напомним требования закона 54-ФЗ: единственное основание для невыдачи бумажного чека (если не брать льготы) – это направление его копии в электронном виде на адрес электронной почты или на номер телефона клиента (допускается не только смс, но и через мессенджер). Причем, свои координаты покупатель в этих целях может предоставить только добровольно. Такого основания, как согласие на невыдачу чека, закон не содержит. Кроме того, Минфин разъяснял, что всякого рода варианты, когда чек сохраняется на сайте или в приложении магазина – не соответствуют требованию закона о пересылке чека на абонентский номер.

Мода не выдавать чеки пошла с начала санкций – когда имели место перебои с поставкми кассовой ленты. Тогда ФНС разрешила временно не выдавать бумажные чеки. Но это изменилось уже в конце марта. В мае ФНС окончательно закрыла вопрос.

Для чего покупателю нужны чеки? Как минимум, чтобы проверить, применились ли скидки, на которые он рассчитывал. У той же Виктории с этим проблемы случаются часто, особенно, когда при смене суток не успели сменить ценники. А еще – иногда в чек попадают товары, которые ты не покупал. Такие случаи, конечно, единичны, но у автора этих срок один такой случай был.

Так что покупатель, чтобы реализовать свое право на информацию, вообще не должен выступать в роли просителя. Именно по этой причине закон таков, каков он есть.

Возмущайтесь в пространство

В общем, получается, что в условиях действующего моратория некоторые организации просто игнорируют требования закона и считают себя абсолютно защищёнными от всяческих наказаний, в том числе – обращения граждан никак ситуацию прямо сейчас исправить неспособны.

Ведь ФНС в письме, которое дало всю вышеизложенную пищу для размышлений, указала следующее:

С учетом этого при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, полученных из поступивших обращений (заявлений) граждан и организаций, должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Указанное представление рассматривается уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа после снятия ограничений, предусмотренных постановлением N 336, с учетом срока давности привлечения к административной ответственности (письмо от 30.08.2022 N АБ-4-20/11366@).

Если все это перевести на русский язык, то получается, что жаловаться граждане, конечно, могут. И даже налоговики проведут между собой некую внутреннюю переписку и возьмут нарушителя "на карандаш". Но реальная реакция последует лишь после снятия моратория. То есть – как минимум, не ранее начала 2023 года.

Оштрафовать нарушителя смогут, только если срок давности не прошел. По нарушениям в сфере ККТ – 1 год. Ну, хоть это как-то обнадеживает. То есть, если мораторий снимут с начала нового года, то шансы на штрафы в отношении "Виктории" есть. Если, конечно, найдутся люди, которых это реально достанет настолько, чтобы сообщить в ФНС. Хотя и налоговиков "в штатском" никто не отменял.

Но – если мораторий еще какое-то время не снимут (а такой сценарий тоже надо учитывать), то злоупотребления будут длиться соответствующее время.