УФНС сможет назначать новый виток допмероприятий - проект поправок в часть 1 НК
© anekdotov.net

Законопроект, посвященный реализации "основных направлений", предусматривает ряд новшеств в налоговом администрировании. В том числе - частичное устранение неопределенности в том, кто должен платить "налог на Google"; обязанность передачи электронной доверенности ранее подачи декларации (а не вместе с нею) и другое.

Минфин выпустил проект поправок в обе части НК, связанных с реализацией основных направлений налоговой политики в этом году.

Меньше неопределенности с "налогом на Google"

Недавно законом 323-ФЗ для российских организаций и ИП была введена обязанность платить "налог на Google" – НДС – в качестве налоговых агентов. До сих пор это делали (и делают до вступления закона в этой части в силу) иностранцы. Им теперь останется  платить налог, только когда электронные услуги получают физлица, не являющиеся ИП. Правки в нормы о налоговом учете законом 323-ФЗ внесены не были, теперь это восполняет законопроект. Порядок постановки на учет, действующий сейчас для всех иностранных продавцов электронных услуг, останется лишь для тех из них, которые оказывают услуги физлицам.

Это отчасти решает дилемму, которую мы ранее озвучили: по общему правилу налоговый агент платит НДС, только если иностранный поставщик не состоит на учете в налоговых огранах РФ или состоит лишь по поводу владения имуществом (счетами). Сейчас получается, что если какой-то иностранный поставщик, работающий с фирмами и ИП, с учета не снялся, то платить НДС некому (подробнее). Если же упразднят порядок постановки таких иностранных организаций, то у них не будет и обязанности находиться на учете, что в некоторых случаях исключит неопределенность в вопросе, кто же платит НДС. Но совершенно никак не решит эту проблему, если иностранный поставщик оказывает в России услуги и "физикам", и "юрикам". Ведь на учете он стоять будет, по крайней мере, будет должен.

Больше допмероприятий

Если решение (или другой акт) налоговой обжалуется в УФНС и далее, то сейчас по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган может предпринять такие варианты действий:

  • оставить жалобу без удовлетворения
  • отменить акт налогового органа
  • отменить решение налогового органа полностью или в части
  • отменить решение полностью и принять новое
  • признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Это список дополнится еще одним вариантом: вышестоящий орган получит право, отменив решение налогового органа полностью или в части, назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (поправки в статью 140 НК). Соответственно, будет введена обязанность инспекции, проводившей проверку, произвести рассмотрение итогов таких мероприятий, после чего та же инспекция вынесет новое решение (поправки в статью 101 НК).

Если учесть, что новое право УФНС особо ничем не ограничивается, то весьма реальными станет проведение допмероприятий в две "волны": первая – по инициативе инспекции сразу после проверки и до вынесения первого решения, вторая – по указке УФНС после его отмены. Хотя это, по идее, должно радовать налогоплательщика, который добивается именно отмены решения. Но радужные перспективы немного меркнут из-за того, что допмероприятия будут проводить все те же налоговики из инспекции.

Еще об обжаловании

Кстати, дополнительно вводится упрощенный порядок рассмотрения жалоб, поданных в электронном виде. Это делать тоже будут те же инспекторы, решение которых обжалуется. К счастью, такое будет возможно, лишь если сам налогоплательщик на такое укажет (вводится новая статья 140.1 НК).

Есть и новость получше: если УФНС обнаружит, что права налогоплательщика ущемил какой-то другой госорган, то не просто "завернет" жалобу, а перенаправит ее в нужный орган.

И еще одно новшество насчет обжалования – обязательный досудебный порядок установят также для актов, действий, бездействий налоговиков, в результате которых (в результате исполнения которых) возник ущерб. Исковое с требованиями имущественного характера можно будет подать в суд лишь после обжалования акта (действий) в УФНС.

Кое-что "по мелочи"

Электронную доверенность на подписание налоговой декларации надо будет подавать не вместе с декларацией (как позволено сейчас), а до подачи декларации. Вместе с нею (с бумажной, надо полагать, версией) по-прежнему можно будет сдавать копию бумажной доверенности (поправки в статью 80 НК).

Установят, что уточненный расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов должен содержать данные в отношении всех налогоплательщиков, указанных в ранее представленном в налоговый орган расчете. Сейчас действует лишь общее правило о подаче налоговым агентом уточненных расчетов только по тем налогоплательщикам, по которым есть изменения (поправки в статью 81 НК).

Штраф за непредставление в срок налоговой декларации распространят на случаи опоздания с подачей расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (поправки в статью 119 НК).

Налоговые штрафы не будут назначаться в случаях, в отношении которых законом ‎«О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрен запрет начисления штрафов.

В целях возмещения НДС и акцизов в НК вводится понятие электронной банковской гарантии, которая будет поступать в налоговые органы непосредственно от банков.

Также мы сообщали, что этим же законопроектом предусматривается:

  • получение налоговиками сведений обо всех выдаваемых загранпаспортах;
  • необлагаемая страхвзносами и НДФЛ норма компенсации затрат дистанционщиков, а также – обложение взносами выплат совету МКД (подробнее);
  • упрощение получения соцвычетов на лечение, обучение, спорт, страхование, НПФ;
  • жить за границей, работая дистанционно на российскую фирму, станет очень невыгодно – появится НДФЛ 30%;
  • много других нововведений для граждан в части исчисления НДФЛ;
  • несколько поправок в расчетах транспортного налога;
  • изменения, затрагивающие НДС, в том числе, по раздаче рекламных товаров и по международным перевозкам.
  • поправки в части налога на прибыль и УСН – продлят действие ограничения на перенос убытков, ожидается ряд новаций в учете расходов.