Стандарт будет применяться начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год.

Минфин утвердил ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы". Итоговый вариант отличается от проекта, который был опубликован прошлой осенью (рассказывали мы о нем здесь), и, конечно же, заметно отличается от действующего ПБУ. Стандарт будет применяться начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год. Напомним, что ранее это предполагалось сделать уже с отчетности за 2023 год, однако многие сроки вступления в силу ФСБУ (включая НМА) этой весной власти решили заметно подвинуть.

В отличие от действующего ПБУ 14/2007, в ФСБУ меньше условий для принятия НМА к бухучету. В частности, упразднены такие условия:

  • организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он больше;
  • фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена.

Остальные условия в общем и целом остались теми же, что в ПБУ.

Изменился также список того, к чему не применяется стандарт (относительно ПБУ). При этом общими остались нормы, не позволяющие учитывать в качестве НМА:

  • интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификацию и способности к труду;
  • финансовые вложения;
  • материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Но здесь ФСБУ, в отличие от ПБУ, содержит оговорку – "когда организацией принято решение об учете этих материальных носителей (вещей) отдельно от объекта нематериальных активов".

Однако это далеко не полный список – сейчас ПБУ 14/2007 не действует еще и в отношении НИОКР, не давших положительного результата, а также не законченных и не оформленных в установленном порядке. ФСБУ же об этих НИОКР не упоминает, но вместо этого не будет распространяться еще и на:

  • права пользования активом, возникающие из договора аренды;
  • результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности;
  • долгосрочные активы к продаже;
  • поисковые активы;
  • средства индивидуализации (например, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания), созданные собственными силами организации;
  • информацию о покупателях (заказчиках) и иных контрагентах организации, созданную собственными силами организации.

Оговорено что затраты, связанные с созданием объектов, упомянутых в последних двух пунктах, признаются расходами периода, в котором они понесены (этого уточнения не было в проекте ФСБУ). Кроме того, появился и еще один абсолютно новый тезис: организация должна обеспечить надлежащий контроль (в том числе с использованием забалансового учета) наличия и движения не отвечающих признакам для отнесения к НМА результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, в отношении которых у организации имеются исключительные права, права по лицензионным договорам либо иным документам.

Единицей НМА по-прежнему будет инвентарный объект. В ФСБУ есть отдельный пункт, посвященный гудвиллу, где будет отсылка на МСФО, а также будет сказано, что гудвил, созданный собственными силами организации, не признается активом в бухучете. В ПБУ по этому поводу говорится, что в составе НМА учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса.

Есть множество отличий от ПБУ и в других правилах. Например, на определение срока полезного использования в целях амортизации будет влиять гораздо больше факторов, чем сейчас исходя из ПБУ. Не прописаны в ФСБУ способы начисления амортизации, указаны лишь требования к ним (приказ от 30.05.2022 N 86н).

Как ранее дополнительно сообщалось о результатах дискуссии среди разработчиков, в итоговую версию ФСБУ не включено:

  • право организаций проводить переоценку НМА, учитываемых на балансе по состоянию на 1 января 2022 года, по рыночной стоимости;
  • возможности ставить на баланс нематериальные активы, выявленные в ходе инвентаризации.