Любители "левых" посредников остаются почти "при своих" - ВС закрепил такой подход

Полное упразднение расходов и вычетов означало бы дополнительную завуалированную санкцию. Право на налоговую реконструкцию не зависит от степени вины, следует из высказываний ВС.

Втридорога

ООО "С" приобретало сырье (эмульгатор), производителем которого было АО. При этом использовались два посредника, которые никакой другой деятельности не вели, налогов платили мало (в сравнении с оборотами), но наценку на указанное сырье добавляли исправно в значительных размерах. Полученные от ООО "С" деньги в части реальной стоимости сырья отправляли в адрес АО, остальное – на счета однодневок. Товар ООО "С" вывозило самостоятельно непосредственно со склада АО.

Все эти обстоятельства были обнаружены налоговиками при выездной проверке. Из расходов и вычетов убраны полные суммы поставок от посредников. Доначислено было 39 млн рублей налога на прибыль (плюс на 52 млн уменьшен убыток за 2 года проверяемого периода), 39,5 млн – НДС, 26 млн – пени, 18 млн – штрафы.

Это незаконно

На первом круге разбирательств в арбитражных судах организация осталась ни с чем. Суды согласились с налоговой в том, что компания вела противоправную деятельность, намеренно снижая свои налоговые обязательства. Три инстанции отказали в налоговой реконструкции, решив, что налоговики посчитали все верно.

Налогоплательщик обратился в ВС, и там получил подтверждение, что, исходя из норм статьи 54.1 НК, по общему правилу нельзя извлекать налоговую выгоду из потерь казны при помощи формального документооборота с «техническими» компаниями, при том, что сделка реально исполняется иным субъектом.

Без чрезмерных наказаний

Вместе с тем, ВС напомнил и про конституционные основы, существовавшие и до введения статьи 54.1 НК, и не отмененные и сейчас. Налоговые органы не освобождаются от обязанности принимать исчерпывающие меры для установления действительного размера налогового обязательства, чтобы не заставлять платить налог в размере большем, чем это установлено законом. Доначисление должно производиться так, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом.

Смысл применения статьи 54.1 НК в том, чтобы определить реального поставщика, в том числе, при содействии самого налогоплательщика, вывести обороты из тени. Доначисление налогов в большем объеме, чем как если бы налогоплательщик не нарушал, по сути является дополнительной завуалированной санкцией, тогда как она и так есть – штрафы и пени в любом случае накладываются на "сэкономленную" часть.

В данном случае у налоговиков были все необходимые данные, чтобы доначислить налоги в надлежащем, а не в избыточном размере. ВС направил дело на пересмотр – суды должны будут определить верные суммы доначислений с учетом налоговой реконструкции (определение 305-ЭС21-18005 по делу А40-131167/2020 вошло в первый за этот год обзор судебной практики ВС). В настоящее время дело находится в первой инстанции.

Труды впустую

Кстати, среди показателей, подлежащих пересчету, ВС назвал также и сумму НДС. Хотя раньше суды вслед за налоговиками традиционно убирали "левые" вычеты в полном объеме как заявленные на основании фальшивых счетов-фактур. Ведь именно счет-фактура – это одно из главных оснований для принятия НДС к вычету.

Кстати, еще и до данного решения ВС некоторые суды позволяли инициаторам "прокладочных" схем оставаться при своих. Все это делает бесполезными потуги ФНС увязать степень разрешенной реконструкции с виной налогоплательщика. А ведь служба прямо-таки "Войну и мир" на эту тему написала. Теперь придется все это отменять и сочинять новые фолианты.