Единый налоговый счет станет обязательным для бизнеса. В этих целях законопроект синхронизирует сроки - сдвигается ряд сроков уплаты и сдачи отчетности. Но проблема с уменьшаемыми налогами малого бизнеса никак не решается. Также к законопроекту появились замечания ответственного комитета.

Новый законопроект о едином налоговом платеже для бизнеса (едином налоговом счете) принят Госдумой в первом чтении. Напомним, что недавно был принят закон об эксперименте по ЕНП для бизнеса. И, не дождавшись результата испытаний этого механизма, власти спешат прописать его существование на постоянной, повсеместной и обязательной основе (законопроект 46702-8). Кстати, уже готовы ремарки думского комитета к законопроекту. Преимущественно – одобрямс, но есть и отдельные замечания, о которых расскажем далее по тексту.

Большие проблемы малому бизнесу

Основную проблему никакие представители власти, включая комитет, в упор не видят. Как мы уже неоднократно отмечали, затея принесет огромные проблемы малому бизнесу, который имеет право уменьшать свои налоги (УСН, ПСН) на уплаченные страховые взносы, пособия работникам, торговый сбор. Если налоговики будут сами "разбирать" ЕНП на нужные части, то сначала зачтут налоги по срокам уплаты, лишив бизнес права на уменьшение. Подробнее о том, чем плох ЕНП, мы рассказывали здесь.

К счастью, властям хватило ума начать с эксперимента, который в итоге покажет какие-то результаты, по которым можно будет сделать выводы – идти в этом вопросе дальше или нет.

Спешка властей узаконить все на постоянной основе, не дождавшись итогов эксперимента, вызвала озабоченность не только у нас, но и у думского комитета. И это хорошо – возможно, сроки вступления нового закона в силу сдвинут на более поздние. Пока что текст к 1 первому чтению (не отличающийся от внесенного) предполагает введение обязательного единого налогового счета уже с 2023 года.

Ведь ЕНП станет обязательным и единственным способом уплаты налогов. Поэтому очень важно не наделать ошибок.

Что еще заметил комитет:

  • проявил озабоченность насчет унификации сроков (подробнее – читайте ниже);
  • что-то не понравилось в порядке расчета суммы пеней на сумму недоимки;
  • не одобрено исключение из НК такой гарантии налогоплательщикам, как проценты, начисляемые им в случае излишнего взыскания налоговыми органами сумм налогов;
  • дизлайк также заслужило отсутствие очередности взыскания по нескольким банковским счетам – это нужно установить с целью исключения дублирования одних и тех же списаний с разных счетов;
  • вопросы вызвала перспектива расширения объекта обложения страховыми взносами за счет выплат компенсационного или социального характера (подробнее). Кстати, супер приемчик – весьма важный вопрос "затереть" в огромном массиве других муторных норм и протащить, пока никто этого не заметил.

Общий смысл

Помимо ЕНП, вводится и еще одно понятие – единый налоговый счет (ЕНС), на котором будут учитываться собственно поступившие ЕНП, переплаты и налоговая обязанность. И еще масса непривычных терминов типа "принадлежность сумм денежных средств". При этом авторы полностью переписывают множество статей первой части НК.

Налоговая обязанность на ЕНС будет формироваться исходя из деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных налогоплательщиками суммах налогов и взносов, сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налогов (к счастью, последние учтутся только после того, как налогоплательщик отреагировал на такое сообщение), решений об отсрочках.

Процесс возмещения НДС будет заканчиваться не выплатой денег налогоплательщику, а увеличением сальдо ЕНС. С которого, впрочем, налогоплательщик сможет забрать деньги по заявлению.

Замучаемся уведомлять

Упомянутое уведомление об исчисленных суммах налогов – это сравнительно новое изобретение (которое, впрочем, в эксперименте тоже фигурирует, и ФНС уже даже придумала форму), которое налогоплательщику должны будут сдавать в случаях, когда нет обязанности представлять декларацию или расчет, или когда они сдаются позже срока уплаты налога. По сути, еще одна отчетность (и не очень-то простая), сдаваемая не позднее чем за пять дней до установленного срока уплаты, вместо тех случаев, когда можно было бы просто заплатить. Предусматривается только электронный вариант подачи этого уведомления с УКЭП или через личный кабинет (даже трудно оценить, хорошо второе или плохо – ведь все-таки документ имеет финансовые последствия, а его передача через ЛК без ЭП хоть и не сложна, но при этом и небезопасна).

Авторы не посчитали нужным упоминать подобные уведомления в главах о конкретных налогах, например, в главе об УСН. А ведь упрощенцы – первые кандидаты на подачу такой формы (потому что налоговая должна будет списывать с ЕНП какие-то неизвестные ей суммы в уплату авансов по УСН каждый квартал).

В списке документов, влияющих на налоговую обязанность на ЕНС, нет уведомления об уменьшении налога на взносы при ПСН. Тогда как само это уведомление законопроект не упраздняет, ни на что не заменяет и не переименовывает. Так что по имеющемуся варианту законопроекта или ИП должен подавать каждый раз по два уведомления (это и об исчисленных суммах), или налоговики будут тупо списывать полную плату за патент по срокам ее уплаты.

Одной из проблем решение нашли

Еще одной проблемой при использовании ЕНП является нестыковка по срокам – зачастую на дату уплаты отчетность еще не сдана, или сдается в тот же день. Эту проблему законопроект решает, хотя это не всегда будет удобно для налогоплательщиков. И на этот счет у комитета есть замечание, ведь многие сроки станут более ранними. И вся отчетность на бухгалтера свалится одновременно, а значит, велика вероятность ошибок и последующих уточненок.

Теперь расскажем о конкретных сроках. Сроки подачи деклараций по НДС законопроект сдвигает с 25-го числа на 20-е. Сроки уплаты остаются прежними.

С НДФЛ согласно законопроекту будет веселее: "Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога за период с 20 числа предыдущего месяца по 19 число текущего месяца не позднее 25 числа текущего месяца". 6-НДФЛ за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев надо будет сдавать до 20-го числа (вместо последнего дня месяца), но зато годовую авторы предлагают сдавать позже – до 20 марта вместо до 1 марта.

Сроком уплаты налога на прибыль станет 25 марта, авансов – 25 число. Декларации придется сдавать до 20 числа – 20 дней по окончании отчетного периода (вместо 28) и 20 марта годовую (вместо 28 марта).

Для УСН хотят сделать вообще странно: "Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается в срок, не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом". Неужели срок уплаты годового предлагают сделать 25 января? Или апреля? какой период тут будет "соответствующим"? Сейчас, напомним, годовой налог платится в тот же срок, что установлен для подачи декларации. Кстати, о ней: фирмы должны будут ее сдавать до 20-го марта, а ИП – до 20 апреля (вместо 31-го и 30-го соответственно). Сроки уплаты авансов при УСН законопроект не меняет.

Срок уплаты взносов за работников переносят на попозже – с 15-го числа на 25-е. Но зато РСВ надо будет сдавать до 20-го. Сроки уплаты взносов ИП за себя, к счастью, не трогают.