Правительство вчера одобрило для отправки в Госдуму свои поправки ко второму чтению законопроектов о введении в четырех регионах автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН) малого бизнеса. Одно из изменений — повышение доли регионов в доходах от уплаты налога в рамках этого спецрежима с 50% до 54%. Также расширяется перечень предпринимателей, которые не могут применять АУСН — за счет тех, кто не зарегистрирован в четырех пилотных регионах, а также тех, кто использует механизм единого налогового платежа.
Ведомства подготовили поправки к пакету законопроектов о запуске экспериментального налогового режима для малого бизнеса — вчера они были вынесены на заседание правительства. В публичной части мероприятия обсуждения не было — источник в аппарате правительства сообщил “Ъ”, что поправки одобрены. Принципиальных изменений при втором чтении не предполагается — поправки лишь учитывают замечания, высказанные депутатами при первом чтении проектов (см. “Ъ” от 22 декабря 2021 года).
Напомним, эксперимент планируется провести с июля 2022 года до конца 2027-го в Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области. АУСН будет доступна для индивидуальных предпринимателей (ИП) и микропредприятий со штатом до пяти сотрудников и годовым доходом до 60 млн руб. По сравнению с обычной «упрощенкой» ставки в АУСН выше — 8% от доходов или 20% с доходов за вычетом расходов (вместо 6% и 15%, соответственно). При этом предполагается освобождение от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.
В обмен на небольшой рост налоговой нагрузки предпринимателей освободят от обязанности подавать отчетность в налоговые органы и внебюджетные фонды — Федеральная налоговая служба (ФНС) сама начислит налоги на основе данных контрольно-кассовой техники и операций по счетам в уполномоченных банках. На банки бизнес сможет переложить исчисление и уплату сумм НДФЛ с доходов работников.
Как сообщили “Ъ” в Минфине, поправки правительства ко второму чтению расширяют перечень организаций и ИП, которые не вправе применять АУСН.
Сейчас в нем около 30 позиций. Это, например, предприниматели, применяющие другие налоговые режимы, иностранные компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации, ломбарды, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой. Помимо них перейти на новый режим не смогут компании и предприниматели, которые не состоят на налоговом учете в пилотных регионах, а также использующие механизм единого налогового платежа.
Кроме того, поправки убирают ответственность за непредставление бизнесом на АУСН сведений о своих доходах и расходах. Поясним, что одобренный в первом чтении законопроект предусматривал штраф в 20% от суммы неуплаченного налога — как для налогоплательщиков, так и для банков. Как пояснили в Минфине, это сделано для того, чтобы избежать повторного привлечения к ответственности, поскольку она уже предусмотрена другими нормами.
При первом чтении депутаты указали на одну неопределенность режима АУСН — связанную с тем, что на счет могут приходить и не облагаемые налогом поступления.
Как пояснили “Ъ” в ФНС, согласно поправкам, банки будут отправлять в налоговые органы информацию об операциях по счетам, о переводах электронных денежных средств, а также о комиссии за эквайринг с разделением на доходы и расходы, учитываемые или не учитываемые при определении объекта налогообложения. При этом налогоплательщики смогут корректировать эти сведения.
Также депутатов в декабре обеспокоило равное распределение доходов от АУСН в федеральный и региональные бюджеты — в связи с возможным выпадением доходов субъектов при внедрении нового режима (ведь сейчас 100% налога, взимаемого в рамках «упрощенки», получают регионы). Поэтому поправками повышается норматив зачисления доходов от АУСН в региональные бюджеты — до 54%.
Здравствуйте. Спасибо, интересная статья.
Прочитал текущую версию поправок к законопроекту № 20492-8, и заметил интересную подробность.
В документе "Таблица поправок, рекомендуемых к принятию", размещенном в карточке законопроекта 11.02.2022 в 09:44:44 (дата и время размещения отображаются при наведении курсора мыши на название документа) есть поправка № 10.
В ней предусмотрено дополнение статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" пунктом 12 следующего содержания:
"Налоговый орган представляет не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим, сведения о суммах, учитываемых Пенсионным фондом Российской Федерации в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении индивидуальных предпринимателей, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, применяющих специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», определяемых налоговыми органами в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», за истекший год."
В подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ сказано:
"индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, <...> и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам)". Таких ИП в разговорной речи называют "ИП без сотрудников".
Отлично, что для ИП на АУСН, у которых нет сотрудников, в опубликованных сегодня поправках ко второму чтению предусмотрели возможность получения пенсионных баллов.
Однако для ИП на АУСН, у которых есть сотрудники, ни в исходной версии пакета законопроектов, ни в опубликованных сегодня поправках к нему возможность получения пенсионных баллов не предусмотрена.
15 февраля планируется принятие пакета законопроектов об АУСН во втором и в третьем чтении. Надеюсь, что к этому времени в таблицу поправок, рекомендованных к принятию, внесут положения о возможности получения пенсионных баллов для ИП на АУСН, у которых есть сотрудники.