
ВС решил, что такие премии дополняют цену реализации и увеличивают налоговую базу по НДС.
Производитель автомобилей затеял акцию – физлицам, которые согласны сдать в утиль свой старый автомобиль, при покупке нового предоставляется скидка. Дилеры, которые покупали автомобили у производителя и затем продавали их населению по ценам, установленным производителем, оказывались в убытках. Поэтому производитель компенсировал дилерам скидку, предоставленную физлицам – по итогам продаж выплачивал премию. Все это было предусмотрено договором.
Один из дилеров (а может, и не один) в итоге столкнулся с налоговыми претензиями, так как полагал, что премия, полученная от производителя, не увеличивает налоговую базу по НДС. Изначально данная организация заявила вычеты входящего НДС, предъявленного поставщиком (без последующего восстановления), а исходящий НДС был посчитан по фактическим ценам реализации – заниженным вследствие скидки, предоставленной физлицам.
Необходимость возмещения не обрадовала налоговиков, они затеяли выездную проверку, в ходе которой доначислили исходящий НДС с суммы премий, выплаченных производителем. Указали, что премии – это компенсация недополученной выручки, и, по сути, связаны с реализацией и дополняют цену реализации.
С таким подходом фирма не согласилась и подала в суд. Но там тоже удача лицом не повернулась. Суды не поддержали мнение о том, что:
- премии являются внереализационными доходами, так как поощряют дилера за участие в программе лояльности, инициированной производителем;
- премии не влияют на цену товара, являются самостоятельной формой гражданско-правовых отношений между дилером и поставщиком.
Фактически указанные выплаты произведены в счет покрытия убытков дилера от реализации по сниженным ценам (с учетом скидок), отметил суд. Решение оставили в силе еще две арбитражные инстанции, а затем и ВС (определение 301-ЭС21-23581 по делу А39-7206/2020).