Страшен тот факт, что это планируют сделать обязаловкой для бизнеса. При том, что законопроект решает только одну проблему с использованием ЕНП - синхронизирует сроки. Для этого сдвигается ряд сроков уплаты и сдачи отчетности. Но проблему с уменьшаемыми налогами малого бизнеса новый проект не решает так же, как и недавно принятый закон.

Под маркой тотального упрощения уплаты налогов группа депутатов внесла в Госдуму новый законопроект о едином налоговом платеже. Как мы все помним, совсем недавно уже был принят закон об эксперименте по ЕНП для бизнеса.

Большой минус и маленький плюс

В целом вся затея – не очень, потому что принесет только проблемы малому бизнесу, который имеет право уменьшать свои налоги (УСН, ПСН) на уплаченные страховые взносы, пособия работникам, торговый сбор. Если налоговики будут сами "разбирать" ЕНП на нужные части, то сначала, скорей всего, зачтут налоги по срокам уплаты, лишив бизнес права на уменьшение. Подробнее о том, чем плох ЕНП, мы рассказывали здесь.

И, кстати, забегая вперед, скажем, что новый законопроект абсолютно точно так же не учитывает потребности малого бизнеса, как и принятый закон.

Чем имеющийся закон хорош – тем, что все это добровольно для налогоплательщиков. Хочешь – рискуй (ну или, если у тебя всё несложно и нет уменьшаемых налогов, то просто пользуйся), не хочешь – действуй как привык. Тем более, что программные средства позволяют с успехом автоматически заполнять реквизиты платежки. И еще неплох тот факт, что властям хватило ума сделать это экспериментом. Который в итоге покажет какие-то результаты, по которым можно будет сделать выводы – идти в этом вопросе дальше или нет. А также – для кого ЕНП окажется полезен, а кому принесет сплошные разочарования.

Невмоготу ждать

Но нет. Кое-кому неймется: не дождавшись даже начала эксперимента, бешеный принтер настрочил новый законопроект, по которому ЕНП станет обязательным и единственным способом уплаты налогов.

Помимо ЕНП, вводится и еще одно понятие – единый налоговый счет (ЕНС), на котором будут учитываться собственно поступившие ЕНП, переплаты и налоговая обязанность. И еще масса непривычных терминов типа "принадлежность сумм денежных средств". При этом авторы полностью переписывают множество статей первой части НК.

Налоговая обязанность на ЕНС будет формироваться исходя из деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных налогоплательщиками суммах налогов и взносов, сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налогов (к счастью, последние учтутся только после того, как налогоплательщик отреагировал на такое сообщение), решений об отсрочках.

Процесс возмещения НДС будет заканчиваться не выплатой денег налогоплательщику, а увеличением сальдо ЕНС. С которого, впрочем, налогоплательщик сможет забрать деньги по заявлению.

Круговорот уведомлений

Упомянутое уведомление об исчисленных суммах налогов – это сравнительно новое изобретение (которое, впрочем, в эксперименте тоже фигурирует, и ФНС уже даже придумала форму), которое понадобится сдавать в случаях, когда нет обязанности представлять декларацию или расчет, или когда они сдаются позже срока уплаты налога. По сути, еще одна отчетность (и не очень-то простая), сдаваемая не позднее чем за пять дней до установленного срока уплаты, вместо тех случаев, когда можно было бы просто заплатить. Предусматривается только электронный вариант подачи этого уведомления с УКЭП или через личный кабинет (даже трудно оценить, хорошо второе или плохо – ведь все-таки документ имеет финансовые последствия, а его передача через ЛК без ЭП хоть и не сложна, но при этом и небезопасна).

Авторы не посчитали нужным упоминать подобные уведомления в главах о конкретных налогах, например, в главе об УСН. А ведь упрощенцы – первые кандидаты на подачу такой формы (потому что налоговая должна будет списывать с ЕНП какие-то неизвестные ей суммы в уплату авансов по УСН каждый квартал).

В списке документов, влияющих на налоговую обязанность на ЕНС, нет уведомления об уменьшении налога на взносы при ПСН. Тогда как само это уведомление законопроект не упраздняет, ни на что не заменяет и не переименовывает. Так что по имеющемуся варианту законопроекта или ИП должен подавать каждый раз по два уведомления (это и об исчисленных суммах), или налоговики будут тупо списывать полную плату за патент по срокам ее уплаты.

Одной из проблем решение нашли

Еще одной проблемой при использовании ЕНП является нестыковка по срокам – зачастую на дату уплаты отчетность еще не сдана, или сдается в тот же день. Эту проблему законопроект решает, хотя это не всегда будет удобно для налогоплательщиков.

Сроки подачи деклараций по НДС законопроект сдвигает с 25-го числа на 20-е. Сроки уплаты остаются прежними.

С НДФЛ согласно законопроекту будет веселее: "Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога за период с 20 числа предыдущего месяца по 19 число текущего месяца не позднее 25 числа текущего месяца". 6-НДФЛ за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев надо будет сдавать до 20-го числа (вместо последнего дня месяца), но зато годовую авторы предлагают сдавать позже – до 20 марта вместо до 1 марта.

Сроком уплаты налога на прибыль станет 25 марта, авансов – 25 число. Декларации придется сдавать до 20 числа – 20 дней по окончании отчетного периода (вместо 28) и 20 марта годовую (вместо 28 марта).

Для УСН хотят сделать вообще странно: "Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается в срок, не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом". Неужели срок уплаты годового предлагают сделать 25 января? Или апреля? какой период тут будет "соответствующим"? Сейчас, напомним, годовой налог платится в тот же срок, что установлен для подачи декларации. Кстати, о ней: фирмы должны будут ее сдавать до 20-го марта, а ИП – до 20 апреля (вместо 31-го и 30-го соответственно). Сроки уплаты авансов при УСН законопроект не меняет.

Срок уплаты взносов за работников переносят на попозже – с 15-го числа на 25-е. Но зато РСВ надо будет сдавать до 20-го. Сроки уплаты взносов ИП за себя, к счастью, не трогают.

Реально ли это будет?

Все это хотят ввести в действие с 2023 года (законопроект 46702-8). Ужас в том, что проект внесен ЕдРом, и ЕдРо же его и протащит. Ситуацию усугубляет наличие положительного заключения правительства. Причем, похоже, что никто из представителей властей в упор не видит проблемность ЕНП для малого бизнеса, а значит, что-то в этом направлении менять тоже никто не будет.