Например, приглашают "на ковер", если хотят увидеть уточненку или подтверждающие документы. Это нарушает права налогоплательщика, порядок истребования документов и создает негативное отношение к налоговой системе.

ФНС напомнила, для чего вообще задуман вызов налогоплательщика в налоговый орган:

  • для дачи пояснений:
    • в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов
    • в связи с налоговой проверкой
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

На практике последним пунктом налоговики, видимо, злоупотребляют – ФНС выявила, что уведомления о вызове направляются:

  • с целью истребования у налогоплательщиков документов;
  • с целью получить уточненные налоговые декларации (расчеты) в связи с выявленными ошибками;
  • без подробного описания оснований вызова;
  • на заседание комиссии по легализации налоговой базы.

Это, в том числе, является нарушением порядка истребования документов и запроса уточненок или пояснений. Если же уведомление вообще "голословное" – это нарушает право налогоплательщика права на подготовку необходимых пояснений, снижает эффективность налогового контроля и создает негативный образ налоговых органов.

Так что ФНС призвала прекратить такую практику, при этом документы, уточненки и пояснения требовать по тем формам и правилам, по которым положено. В случае же, когда действительно требуется вызов представителя в налоговую – указывать основания (письмо от 2 декабря 2021 года N ЕА-4-15/16838).

А комиссии по легализации налоговой базы по НДФЛ и страхвзносам вообще уже давно отменены.