Взамен ряда старых – не оправдывающих себя – процедур вводится новая: реструктуризация. Ее можно будет "запустить" через суд. Предусматриваются и другие меры для преимущественного сохранения бизнеса.

От правительства в Госдуму поступил законопроект, нацеленный на реформирование института банкротства (№ 1172553-7). Федеральный закон о нем будет называться не о "несостоятельности (банкротстве)", как сейчас, а о реструктуризации и банкротстве.

Власти исходили из того, что настоящее время процесс банкроства затянут, при том, что оздоровительные процедуры на практике очень редко дают эффект – наблюдение и финансовое оздоровление становятся всего лишь прелюдией к дальнейшей ликвидации бизнеса. За 2019 – 2020 годы доля удовлетворенных требований кредиторов составляет менее 5%; доля процедур, в которых выплаты кредиторам не производились, около 60%; доля ежегодно вводимых реабилитационных процедур менее 2%, говорится в пояснительной записке. Названных процедур не будет. Вкратце об их реформе кабмин уже сообщал.

Долги распланируют

Взамен вводится новая реабилитационная процедура – реструктуризация долгов, которую можно будет инициировать через суд. Причем, суд сможет ввести реструктуризацию как по просьбе непосредственно о ней, так и в ответ на иск о признании должника банкротом. План реструктуризации долгов будет согласовываться в судебном заседании. К процедуре реструктуризации будет привлекаться антикризисный управляющий, которого будет утверждать суд. Глава закона об банкротстве, посвященная реструктуризации, придет на замену главе о наблюдении (то есть, это будет глава IV закона).

При реструктуризации снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения на распоряжение его имуществом, включая наложенные судами и иными органами вне рамок дела о банкротстве. Хотя могут быть наложены и новые аресты – но уже в рамках дела о банкротстве. Взыскания приостанавливаются, кроме особо приоритетных, например, по зарплате. Участникам (учредителям) "слиться", забрав свою долю, в ходе этой процедуры не позволят. Не будет и выплат дивидендов. Взаимозачеты по долгам также будут под запретом, кроме тех, что предусмотрены планом реструктуризации. Вводится ряд других ограничений.

Кому-то "дадут по рукам"

Затягиванию процесса банкротства в настоящее время способствуют и арбитражные управляющие, ведь в это время они обеспечены заработком. Поэтому законопроектом совершенствуется порядок расчета и выплаты вознаграждения таким управляющим. В частности, уточняются размер фиксированной суммы вознаграждения в зависимости от процедуры банкротства и порядок выплаты такой суммы (единовременно – по итогам банкротства или ежемесячно – после утверждения плана реструктуризации долгов), а также суммы процентов по вознаграждению.

Некий федеральный орган (пока не ясно, какой именно, назначит его впоследствии правительство) получит полномочия проводить проверки на выявление признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. В первую очередь такие проверки грозят госпредприятиям, стратегическим и крупным организациям, с долгами по обязательным платежам от 100 млн рублей. Собственно, таким путем государство защищает именно свои интересы.

Кроме того, предлагается упорядочить очередность удовлетворения требований кредиторов с учетом их приоритетности. Требования отдельных кредиторов (контролирующих должника и аффилированных с ним лиц) будут подвергаться субординации. Отдельные обязательства должника можно будет обеспечивать залогом.

Сохранить и преумножить

Повысятся шансы на сохранение "бизнеса" должника, в том числе посредством замещения его активов. Таковое будет проводиться путем создания на базе имущества должника одного или нескольких хозяйственных обществ, единственный учредитель которых – должник (других там быть не должно). В случае создания одного хозобщества в его уставный капитал будет вноситься имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для предпринимательской деятельности. Замещение активов может быть включено в план реструктуризации долгов.

Новая фирма будет также правопреемником по трудовым договорам, лицензиям. Доли в новой организации могут быть заложены взамен того имущества, что ранее являлось предметом залога.

Также предлагаются изменения в части определения начальной цены продажи имущества должников и новый механизм проведения торгов, которые сначала будут идти на повышение цены, затем – при отсутствии заявок – цена будет снижаться до поступления первого предложения, после чего будет возвращаться тренд на повышение.

Глава V закона "Финансовое оздоровление" будет называться "Продажа имущества должника". На продажу сможет выставляться как имущественный комплекс (предприятие), так и имущество должника по частям. Торги могут оказаться несостоявшимися, и тогда назначаются повторные торги. То же самое – если единственный покупатель не заплатил. Устанавливаются особенности продажи для различных объектов – например, для обращающихся ценных бумаг или для прав требования.

Поправки занимают 494 страницы, и рассказать обо всем содержимом законопроекта не представляется возможным. И нельзя забывать, что это пока что первоначальная версия проекта, ее могут еще заметно видоизменить ко второму думскому чтению.