По нескольким спорам суды вынесли решения в пользу налоговиков: если вне рамок проверки истребуются документы по сделке, ИФНС может не указывать мероприятия налогового контроля.

Список, который никого не смутил

ООО "В" получило от инспекции требование о представлении документов в рамках статей 93 и 93.1 НК (то есть – вне проверки в отношении ООО "В"). Налоговикам понадобилась документация по взаимоотношениям с ООО "Н":

  • договор № 25/04/18 от 25.04.2018 со всеми приложениями и дополнениями
  • спецификация
  • счет-фактура
  • товарная накладная
  • товарно-транспортная накладная
  • путевые листы
  • акт (иной документ), подтверждающий выполнение работ (оказание услуг)
  • акт о зачете взаимных требований (взаимозачет)
  • акт сверки расчетов
  • карточки бухучета, оборотки по счетам 10, 20, 41, 60, 62, а также по всем субсчетам в разрезе операций по взаимоотношениям с ООО "Н"
  • отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам по объектам (форма М-29) в отношении ООО "Н".

Странный период

В каждом пункте указывался период, за который нужны бумаги: с 1 января по 19 сентября 2018 года. Организация обжаловала требование сначала в УФНС (безуспешно), затем в суде (дело № А12-43960/2019).

Поводов было два: один из них – период, за который бумаги истребуются. Ведь договор заключен в апреле, в период указан с 1 января. На это суд ответил, что дата заключения сделки в контексте части 2 статьи 425 ГК не исключает наличие правоотношений за прошедший период. Кроме того, об отсутствии отношений по сделке до 25 апреля заявитель может сообщить в налоговую, и это будет являться исполнением рассматриваемого требования.

А главное – зачем?

Второе, что не понравилось фирме – неуказание в требовании конкретного мероприятия налогового контроля. На этот довод суд ответил, что необходимость истребования определяет налоговый орган, а НК не обязывает его исчерпывающе информировать лицо, у которого документы истребуются. Достаточно того, что в требовании идентифицирована сделка и сам контрагент. О наличии договора с ним ИФНС узнала ранее в ходе выездной проверки самого ООО "В". Решение арбитражных судов трех инстанций поддержал ВС (306-ЭС20-21310 от 12 января 2021 года).

Похожая ситуация сложилась у одного ИП, причем, совсем в другом регионе. Налоговики выставили два требования (по взаимоотношениям с двумя организациями), что ИП оспаривал в рамках двух судебных дел (№ А42-965/2020 и № А42-757/2020).

Основная претензия та же – требования не мотивированы: нет указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля. Но суды трех инстанций отметили, что главное в требовании имеется: указаны реквизиты договоров, а значит, получателю ничто не мешало выдать налоговикам нужные им бумаги (решения окружного суда Ф07-15140/2020, Ф07-15213/2020).

На что можно жаловаться

ВС не возражает против такого подхода уже давно, и суды сквозь пальцы смотрят на умолчание о мероприятиях. Аналогичную подборку мы приводили осенью. Кстати, одно из тех дел также показало, что слишком широкий список истребуемых документов можно оспорить на стадии УФНС.

Шанс опротестовать требование имеется, если не указано не только проверочное мероприятие, но и опознавательные признаки сделки. Или – если требование не связано ни с какой-то сделкой, ни с определенным контрагентом, а "копают", по сути, под саму фирму-получателя требования, причем, вне связи с проверкой.