Минцифры подготовило предложения по новому пакету мер поддержки IT-отрасли, включая обнуление «налога на Google», льготы для игровой индустрии, социальных сетей и мессенджеров, а также разрешение рекламы алкоголя в онлайн-кинотеатрах. Часть мер может стимулировать иностранные интернет-компании платить налоги в России, считают эксперты. Но ряд идей уже вызвал возражения у Федеральной налоговой службы (ФНС), Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и ЦБ из-за потенциального выпадения доходов бюджета и нарушения валютного регулирования.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минцифры до 20 ноября отдать в правительство проект второго пакета мер поддержки IT-отрасли (копия поручения от 5 ноября есть у “Ъ”). В него вошли 88 мер по 12 сегментам рынка, следует из документов, с которыми ознакомился “Ъ”, их подлинность подтвердил источник в правительстве. До 13 ноября министерство должно согласовать проект с госорганами, ЦБ, Российским экспортным центром и АНО «Цифровая экономика». В аппарате Дмитрия Чернышенко не ответили на запрос, в Минцифры сообщили, что продолжают работу над мерами поддержки IT-отрасли в диалоге с ведомствами.

Помимо уже анонсированного освобождения российских IT-компаний от НДС на рекламные услуги за рубежом, предлагается отменить валютный контроль для IT-сектора и провести межправительственные переговоры для облегчения доступа российских разработчиков игр на китайский рынок. 

Среди других мер предлагается ввести вычет НДС при лицензировании программного обеспечения (ПО) иностранными пользователями (так называемый «налог на Google»), в случае если ПО включено в реестр отечественного.

Кроме того, предложено создать российский магазин приложений для игр, причем для игр по зарубежной лицензии порог выплат правообладателям планируется повысить с 30% до 70%.

Предложения для игровой индустрии представил вице-президент Mail.ru Group Владимир Габриелян, следует из документов Минцифры. Под его руководством готовились и меры поддержки социальных сетей и мессенджеров: предлагается распространить льготы по социальным взносам (7,6%) и налогу на прибыль (3%) на российские интернет-сервисы в части рекламной выручки. Для крупнейших иностранных интернет-корпораций планируется налог на размещение онлайн-рекламы, предоставление доступа к маркетплейсам и продажу данных, сгенерированных россиянами. В приоритетных мерах содержится предложение обязать размещать кино- и ТВ-контент, созданный на субсидии, на российских онлайн-площадках.

Для поддержки онлайн-кинотеатровпредлагается также снизить ставку НДС до 10% на подписку на них, законодательно закрепить «антипиратский меморандум» и разрешить рекламу рецептурных лекарств и алкоголя в онлайн-сервисах и на ТВ. Эти предложения готовила группа во главе с гендиректором ассоциации «Интернет-видео» Алексеем Бырдиным.

Из документов следует, что ФНС поддержала вычет НДС при экспорте IT-решений, но вместе с ЦБ выступила против отмены валютного контроля для IT-сектора, поскольку это нарушит принципы валютного регулирования. По мнению ФНС, снижение НДС для онлайн-кинотеатров грозит налоговыми спорами, а льгота по налогу на прибыль для интернет-компаний снизит доходы бюджета. Минздрав и ФАС выступили против снятия ограничений по рекламе лекарств. «Поскольку такие лекарства фактически не находятся в свободной продаже, такая реклама не даст коммерческого эффекта»,— говорится в заключении Минздрава.

Маркетплейс для игр будет эффективен, а рост выплат в пользу иностранных лицензиатов привлечет их к созданию совместных проектов с российскими издателями игр, полагает председатель комиссии московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев. В целом меры стимулируют иностранные компании к созданию совместных предприятий и уплате налогов в России, считает он.

Вычет «налога на Google» обелит рынок и удержит IT-компании в России, считает аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. «Сейчас, чтобы не платить налог дважды, российские разработчики, которые хотят продавать игры в App Store для российской аудитории, делают это через кипрские и голландские юридические лица»,— поясняет он.

Для государства логично требовать размещения субсидируемой кино- и ТВ-продукции на онлайн-площадках, считает гендиректор компании «Платформы и решения» Егор Яковлев. Льготы для онлайн-кинотеатров тоже справедливы, но они, впрочем, не решат главную проблему — почти все видеосервисы до сих пор убыточны и для них главным вопросом остается привлечение инвестиций, замечает эксперт.

Снижение НДС для онлайн-кинотеатров выглядит вторичным, считает директор департамента контента J'son & Partners Дмитрий Колесов: пользователь не заметит пропорциональное изменение конечной цены на фоне многочисленных акций, когда контент достается бесплатно. А реклама лекарств и алкоголя скорее нужна ТВ-индустрии, чем онлайн-кинотеатрам, для которых вес рекламной выручки стремительно падает на фоне роста подписки.