Если застройка подразумевает снос – повышающий коэффициент под вопросом
© anekdotov.net

Нормы НК о коэффициентах к земельному налогу не предусматривают исключений, но ВС указал, что эти правила должны быть гармонизированы с градостроительным законодательством.

Застройщик может заключить с местными властями договор о развитии застроенной территории – той, на которой расположены жилые дома в аварийном состоянии под снос. Таким образом, прежде чем на этом участке появится новое жильё, нужно произвести ряд других процедур – как минимум, снести аварийные дома.

Однако по налоговому законодательству, если организация приобретает участок под жилую застройку и в течение трех лет не регистрирует права на построенные жилые дома, полагается исчисление земельного налога с повышающим коэффициентом (пункт 15 статьи 396 НК). Одна из организаций прочувствовала это на себе – налоговики доначислили ей по результатам камералки налог с коэффициентом 2 за период с момента приобретения участка.

Уплатишь и не вернешь

По общему правилу налог сразу уплачивается с коэффициентом, а потом, если организация уложилась в установленный НК срок, отведенный на новую застройку участка – три года, налог считается излишне уплаченным и подлежит возврату.

Отмечая, что по договору о развитии территории невозможно выполнить условия пункта 15 статьи 396 НК, а значит – будет невозможно вернуть налог, организация обратилась в суд (дело № А60-50402/2019). В арбитражных судах ей не везло, поскольку они сочли, что на этот случай налоговое законодательство не устанавливает каких-либо особенностей, поэтому подлежат применению общие правила о повышающем коэффициенте, соответственно, доначисления правомерны.

Что нам стоит дом построить

Однако Верховный суд все эти решения отменил, указав, что при применении указанных правил налогообложения должна обеспечиваться их гармонизация с правилами (особенностями), установленными законодательством для отдельных видов правоотношений. В том числе – с учетом возможности налогоплательщика приступить к началу строительства и завершить его в соответствующие сроки. ВС отметил:

В ином случае применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога может из средства стимулирования жилищного строительства приобрести характер санкции, выражающейся в установлении более обременительных условий налогообложения в отсутствие к тому разумных и объективных оснований.

В случае заключения договора о развитии застроенной территории сроки строительства устанавливаются в соответствии с утвержденным проектом. Дело направлено на новое рассмотрение – суды должны теперь учесть сроки, когда истец с учетом требований градостроительного законодательства должен был начать строительство (определение ВС 309-ЭС20-11143).

ФНС проинформировала подчиненных налоговиков об этом письмом (от 23 октября 2020 г. № БС-4-21/17400@).