Те, кому не посчастливилось работать с определенными товарами (перечень которых пока не определен), будут сдавать новые отчеты. Законопроект об этом и многом другом принят Госдумой во втором чтении.

Власти планируют создать национальную систему прослеживаемости товаров, о которой есть договоренность со странами ЕАЭС, с прицелом на администрирование со стороны ФНС. Соответствующий законопроект вчера принят Госдумой во втором чтении и подготовлен к третьему (№ 991147-7). Проект предусматривает поправки в обе части НК и в закон о налоговиках, и текст проекта уже не изменится.

В параллель с маркировкой

Система прослеживаемости будет чисто документарной и не будет предусматривать нанесение контрольно-идентификационных знаков на сам товар. То есть, это будет система, отличная от ныне действующей системы маркировки некоторых товаров. Прослеживаемость будет реализовываться в электронном виде, и участвовать в этом будут, соответственно, операторы ЭДО.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, будет определять правительство России. Следить будут за этими товарами при их ввозе в РФ, при реализации на территории РФ, а прекращать слежку будут после того, как товар продан физлицам для личных нужд или вывезен за границу. Если физлицо вернуло продавцу такой товар, то он возвращается в систему прослеживаемости.

Как изменятся реквизиты счетов-фактур

Движение такого товара плательщики НДС будут отражать в счетах-фактурах, которые будут составляться строго в электронной форме. Идентифицироваться такие товары будут по регистрационному номеру партии, соответственно этот номер и будет включаться в счета-фактуры. Кроме того, туда надо будет вносить единицу измерения прослеживаемого товара и его количество в этих единицах.

Оговаривается, что неверное указание таких сведений в счете-фактуре не будет основанием для отказа в вычете. Вместе с тем, нельзя будет не выставлять счета-фактуры при реализации прослеживаемых товаров неплательщикам НДС (по другим товарам такое возможно по соглашению сторон).

Подпункт 4 пункта 5 статьи 169 НК (о реквизитах счетов-фактур, выставляемых в случае предоплаты) дополнят необходимостью указания в счете-фактуре сведений, позволяющих идентифицировать документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав. Для предоплаты требование выглядит довольно странным, и оговорк насчет прослеживаемых товаров поправка не содержит.

Наряду с наименованием товаров (описанием услуг) согласно подпункту 5 той же нормы в счете-фактуре надо будет указывать порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг). И, опять же, не вносится оговорки о прослеживаемости.

Вместо ныне предусмотренного пунктом 14 "номера таможенной декларации" в счете-фактуре будет указываться "регистрационный номер декларации на товары", и заполняться этот реквизит будет, если страной происхождения не является одна из стран ЕАЭС (сейчас – только РФ).

Аналогичные изменения внесут и в реквизиты корректировочных счетов-фактур.

Новая отчетность

В первоначальной версии законопроекта, внесенной правительством, предусматривалось появление в НК нового раздела, посвященного прослеживаемости. Там была предусмотрена обязанность уведомлять налоговиков в течение 5 дней о ввозе или перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, а также – ежеквартально отчитываться перед налоговыми органами об операциях с такими товарами (для плательщиков НДС – в составе декларации по НДС, а отдельный отчет должен был ими подаваться только при прекращении или возобновлении прослеживаемости). Также оговаривались штрафы за нарушения в отношении передачи такой информации.

Однако из окончательной версии проекта это убрано. Взамен осталось лишь дополнение статьи 23 НК о необходимости представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены правительством. То есть, будет ли отчет ежеквартальным – на данный момент не известно.

Будет ли отчет для плательщиков НДС в составе декларации – видимо, нет. Косвенно об этом свидетельствуют нормы, вносимые в статью 88 НК о камеральных проверках. Налоговики смогут истребовать документы, относящиеся к прослеживаемости, если выявлены противоречия:

  • между декларацией и отчетом о прослеживаемости (не указано, чьим именно отчетом, но, скорее всего, речь об отчете, сданном тем же лицом) или документами, содержащими реквизиты прослеживаемости;
  • между декларацией и чужим отчетом о прослеживаемости;
  • между своим и чужим отчетами.

Если есть такие противоречия, налоговики смогут в рамках камералки проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика.

Уведомления и первичка

Как описано выше, документ, содержащий реквизиты прослеживаемости, для плательщиков НДС – это счет-фактура. А у тех, кто таковым не является, сведения будут включаться в документ об отгрузке товара – это следует из пояснительной записки (в законопроекте такого по понятным причинам нет – это не сфера НК). По-видимому, это будет или реализовано в рамках указанных полномочий кабмина, или – внесением отдельных поправок в закон о бухучете.

Кроме того, ко второму чтению в законопроект добавлена новая статья, вносящая дополнения в закон о налоговых органах. ФНС наделяется рядом полномочий по организации системы прослеживаемости, включая контроль за операциями с отслеживаемыми товарами, сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в систему прослеживаемости. Так что не исключено, что упомянутые уведомления тоже введут – в рамках этих полномочий ФНС.