Непредставление документов перестанет быть поводом для отказа в операции, но подозрения таким поводом останутся. А если клиент испугался внутреннего контроля банка и "ушел" – об этом сообщат в Росфинмониторинг.

В июне Госдума намерена начать рассмотрение законопроекта со множеством поправок в антиотмывочный закон. Проект был внесен правительством. Часть изменений направлена на исключение необоснованных отказов в проведении операций банками (законопроект № 948530-7).

Подозрения важнее документов

Банки не будут иметь права отказывать физлицам в заключении договора счета (вклада) из-за подозрений в наличии у клиента целей легализации (физлица вписываются как исключение в абзац второй пункта 5.2 статьи 7 закона 115-ФЗ). При этом такая возможность отказа продолжит действовать в отношении других клиентов (например, организаций). Это касается конкретно банков.

Банки и другие организации, совершающие операции с деньгами или имуществом, не смогут отказывать в проведении операции, если клиент не представил документы, необходимые для фиксирования информации (такое основание удаляется из пункта 11 той же статьи). При этом останется возможность отказа в операции, если у работников организации возникли подозрения в отмывании. Зато решение об отказе будет приниматься или руководителем финансовой организации, или уполномоченным им лицом (а не любым первым попавшимся сотрудником).

Когда об отказе в операции организация сообщает в финмониторинг, она должна будет также излагать аргументированные разъяснения о причине отказа. Клиенту также должны будут сообщить детали – время и причины принятия такого решения – в течение пяти рабочих дней.

"Черные списки", полученные от ЦБ, нельзя будет использовать в качестве единственного критерия оценки "отмывочного" риска в отношении тех, кто попал в эти списки (вносится такое дополнение в пункт 13.3 той же статьи). Все перечисленные выше поправки должны будут вступить в 10-дневный срок после принятия нового закона (если, конечно, его примут в таком виде).

Испугался и ушел

Вместе с тем, не только "в одни ворота" играет законопроект. Запрет на обслуживание без идентификации, который был установлен только для банков, теперь будет работать и в других организациях, проводящих операции с деньгами и имуществом. Технически это реализовано так: вводится новый пункт в статью 7 закона, где указана обязанность банка (другой финансовой организации) отказать клиенту в приеме на обслуживание, если не проведена идентификация (в тех случаях, когда она требуется). При этом из пункта 5 упраздняется запрет, установленный только для кредитных организаций, заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом, не представившим сведения для идентификации.

К основаниям для документального фиксирования информации добавится решение клиента об отказе от договора с финансовой организацией, если ее работники подозревают, что клиент испугался ее внутреннего контроля. Об этом, а также о случаях, когда клиент сам отказался от проведения сомнительной (по мнению работников банка) операции, будет поступать информация в Росфинмониторинг. Это требование вступит в силу через 180 дней после принятия закона.