Чем ваша компания больше, тем больше налогов ей необходимо уплачивать. В случае с крупными холдингами, объединяющими десятки структурных подразделений, налоговая нагрузка возрастает в разы, и возникает потребность в налоговой оптимизации. Одно из популярных решений – трансфертное ценообразование.

Такой механизм позволяет реализовывать товары и услуги между взаимосвязанными лицами внутри холдинга по ценам «для своих», которые существенно отличаются от рыночных.

Правило работает и представляет выгоду для компаний, имеющих представительства в России и за рубежом. Как правило, налоговый упор делается на компании с наиболее привлекательным бизнес – климатом. Однако есть и подводные камни. Законы многих стран приравнивают такие действия к мошенничеству, по этим причинам затрансфертным ценообразованием установлен жесткий контроль.

В России трансфертное ценообразование не запрещено, но является проверяемой сделкой со стороны Федеральной налоговой службы (ФНС). 

Какие сделки контролируются ФНС:

  1. Сделки между взаимозависимыми юридическими лицами, если ежегодный оборот средств превышает 1 миллиард рублей;
  2. Сделки между зарубежными филиалами холдинга;
  3. Сделки с участниками объединения, расположенными в специальных экономических зонах, не обязанными перечислять налог на прибыль, а также являющихся плательщиками НДПИ, если оборот превышает 60 миллионов рублей ежегодно;
  4. Сделки между филиалами холдинга, одним из участников которых является организация, применяющая особый налоговый режим (единый налог, упрощенку), при обороте в 100 миллионов рублей ежегодно.
  5. Контролируемые сделки требуют специфических форм отчетности. О них обязательно необходимо информировать ФНС.

Цены, применяемые в контролируемых сделках, должны соответствовать уровню цен, применяемых независимыми лицами на рынке в отношении сопоставимых сделок. Определить этот уровень налогоплательщики должны при помощи функционального анализа и определенных методов.

Всего их пять: метод сопоставимой рентабельности затрат, метод распределения прибыли, метод цены последующей реализации; затратный метод, метод сопоставимых рыночных цен.

Частые проблемы:

Для анализа сопоставимости налогоплательщикам предлагают выбрать один из источников информации, однако по факту большая часть из них закрыта, а доступ требует серьезных финансовых затрат. 

Проблемой является и отсутствие надежных сопоставимых данных для определения рыночных интервалов цен и экономического анализа. 

Трудность для компаний кроется и в оценке возможных рисков и проблем в сделках, ввиду того, что судебной практики, связанной с трансфертным ценообразованием очень мало.

Как минимизировать риски:

Организации часто самостоятельно определяют баланс между затратами и уровнями рисков. Минимизировать риски можно при помощи ряда инструментов:

  • заключить соглашения о ценообразовании;
  • провести независимую оценку в отношении предмета проверяемой сделки;
  • создать консолидированную группу налогоплательщиков;
  • сформировать целостное видение механизмов и подходов по обоснованию рыночного уровня цен в контролируемых сделках на основе анализа судебной практики и опыта других стран посредством семинаров.

Знание методик, структуры налоговой оптимизации и раздела Налогового кодекса «Трансфертное ценообразование» поможет легче адаптироваться к рыночным условиям как новичкам, так и опытным профессионалам